Развенчиваем миф: почему первым нужно накачивать именно носовой отсек надувной лодки

Читая различные блоги и форумы, посвященные надувным лодкам, я снова и снова сталкиваюсь с удивительными, но при этом совершенно ошибочными советами. На этот раз меня поразила рекомендация, которую я встретил сразу в нескольких источниках: якобы первым делом нужно накачивать кормовой отсек (или отсеки, если их два). Как человек, знакомый с производством лодок изнутри, я просто не могу оставить это без внимания и снова берусь за разоблачение популярного заблуждения. Что ж, к этой роли я уже почти привык.

Что говорит инструкция?

Прежде чем приступать к сборке и накачке лодки, особенно в первый раз, крайне важно заглянуть в руководство по эксплуатации. В подавляющем большинстве инструкций от производителей четко указано: первым накачивается именно носовой отсек. Слово «большинстве» я использую потому, что не во всех мануалах этот момент прописан явно, но сама технология производства делает эту последовательность единственно правильной. Таким образом, у нас есть первоисточник — и ему стоит доверять. А теперь объясню, почему это не просто прихоть, а техническая необходимость.

Секрет в унификации производства

Оказывается, многие производители, особенно в рамках одного бренда, используют унифицированные носовые отсеки для лодок схожих размеров. Яркий пример — лодки BoatMaster. На самом деле, так поступают практически все крупные производители, ведь массовое изготовление стандартных деталей значительно упрощает и удешевляет процесс.

На фото — BoatMaster 300S Самурай. На заднем плане видна модель Flinc 390Т, у которой также используется унифицированный носовой отсек, как и у других лодок этой линейки.

Эти носовые части изготавливаются как полностью готовые, герметичные модули, которые можно накачать отдельно. И только после этого к ним приклеивается кормовая часть, которая уже определяет тип лодки. Например, модели BoatMaster 300S Самурай и BoatMaster 310T имеют абсолютно одинаковый нос, но разную корму: у первой — это «бублик» с навесным транцем, а у второй — классический крейсерский вариант со стационарным транцем.

Ключевой элемент — перегородка-конус

Вот тут-то и кроется главный секрет. Специальный конус, который служит перегородкой между носовым и кормовым отсеками, приклеивается к носовому баллону еще на этапе сборки. Схематично конструкция выглядит следующим образом:

Когда вы первым накачиваете носовой отсек, этот конус (на схеме оранжевого цвета) выгибается наружу, в сторону еще пустого кормового отсека. Приклеенная плоскость конуса плотно прижимается к внутренней поверхности баллона, что является штатным рабочим положением. Однако если вы сначала накачаете корму, ситуация становится обратной: давление в кормовом отсеке заставит конус выгнуться внутрь, в еще не накачанный нос. В этом случае клеевой шов, соединяющий конус с баллоном, будет испытывать неестественные и опасные разрывные нагрузки, что может привести к его повреждению и разгерметизации.

Именно по этой причине производители настаивают на правильной последовательности: сначала нос, потом корма.

Бонус: что будет при повреждении?

Напоследок развею возможные страхи. Допустим, носовой отсек получил пробоину (например, вы налетели на корягу). Давление в кормовом отсеке из-за этого упадет всего на 5-10%, поскольку конус просто вывернется в обратную сторону, слегка увеличив объем. Это абсолютно некритично, и лодка сохранит плавучесть.

P.S. Автору довелось работать на производстве лодок BoatMaster и Flinc, поэтому информация основана на личном опыте.

Читайте в блоге:
1. С каким полом выбрать надувную лодку? Пайолы или айрдек?
2. Как выбирать надувную лодку для рыбалки?
3. Налога за весельные лодки НЕ БУДЕТ!