Реформа природоохранных служб: объединение Рыбоохраны, Охотнадзора и ГИМС

28 ноября на официальном сайте «Российской газеты» — печатного органа Правительства РФ — появилась информация о том, что на очередном правительственном заседании обсуждалась идея объединения ряда контрольно-надзорных ведомств. Инициатором выступил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, который предложил:

«Может быть, нам одновременно с "регуляторной гильотиной" посмотреть еще раз на предмет сокращения их количества. Это как раз вписывается в решения, которые мы приняли по оптимизации и численности государственных служащих. Да и вообще количество надзоров, мне кажется, можно было бы посмотреть»

Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал это предложение. Новость быстро разошлась по СМИ и сразу же вызвала живой отклик у тех, кто занимается охраной и регулированием использования природных ресурсов. В профессиональной среде ожидают, что под объединение попадут Рыбоохрана, Охотнадзор, ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и служба технического контроля маломерных судов.

«Давайте посмотрим, чего куда присоединить, кого от кого отсоединить» — Д.А. Медведев

Интересно, что сведения об этих ожиданиях я получил напрямую от сотрудника, который может оказаться в будущем едином органе — условно говоря, «Рыбохотлодкоконтроле». Получается, в Москве только начали обдумывать идею, а на местах уже все взволнованы — очередная реформа, и к чему она приведет, пока неясно.

Какие плюсы может принести объединение?

Даже не будучи специалистом и не зная всех внутренних процессов этих служб, я могу предположить несколько очевидных преимуществ такого слияния:

  1. Консолидация материально-технической базы. Водный и наземный транспорт, оборудование, оружие и прочее имущество будут сосредоточены в одних руках. Это удешевит и централизует их обслуживание. Любой заведующий хозяйством подтвердит, насколько это упрощает работу.
  2. Расширение полномочий инспекторов. Каждый экипаж или инспекторская группа получит права, которые раньше были распределены между разными службами. Не придется вызывать «соседей» для решения смежных вопросов — все можно будет сделать на месте. Это сэкономит время, горючее и позволит за день выявлять больше нарушений. Как следствие — вырастет собираемость штрафов и, теоретически, увеличится порядок.
  3. Возможный рост зарплат. Здесь, конечно, можно усмехнуться, но пожелание-то есть! Мечта о том, что «прилетит волшебник в голубом вертолете» и все наладит, жива. Главное в этой мечте — чтобы улучшения были реальными, а не только на бумаге.

Уже этих трех пунктов достаточно, чтобы понять: в идеале объединение выглядит выгодным со всех сторон. Однако практика часто расходится с теорией, и наверняка не обойдется без перекосов и недоработок. Не зря вспоминается крылатая фраза Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше…»

С мешком в ночи я тихо к дому крался
(в мешке был мед, плотва и мертвый кроль),
Но, как назло, навстречу вдруг попался
Проклятый Рыбохотпчелоконтроль… :))

Что изменится для обычных людей?

Для тех, кто старается соблюдать законы, нормы и правила охоты, рыбалки, пользования лодками, оружием и снастями — по сути, ничего. Если инспектор заметит мелкое нарушение, он, скорее всего, ограничится предупреждением и разъяснением, как это часто происходит и сейчас.

А вот злостным нарушителям придется сложнее. Поскольку один инспектор сможет выполнять функции сразу нескольких служб, станет проще собирать и объединять доказательную базу. Один протокол будет иметь больший вес, и нарушитель получит по всей строгости закона. И это, на мой взгляд, главный положительный результат реформы!

Не забудьте подписаться на блог.