В конце ноября на официальном портале «Российской газеты» появилась информация, которая сразу привлекла внимание всех, кто связан с природопользованием. На заседании Правительства РФ первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов выступил с инициативой о сокращении числа контрольно-надзорных органов, что логично вписывается в курс на оптимизацию госаппарата.
Его слова были примерно такими: «Параллельно с "регуляторной гильотиной" стоит ещё раз оценить возможность сокращения их количества. Это соответствует нашим решениям по оптимизации численности госслужащих. Да и вообще, количество надзорных структур, мне кажется, можно пересмотреть».
Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал это предложение. Новость быстро разлетелась по СМИ и вызвала живой отклик в профессиональной среде. Особенно заинтересовались те, кто отвечает за охрану и порядок в использовании природных ресурсов. В кругах инспекторов активно обсуждается вероятность создания единой службы на базе Рыбоохраны, Охотнадзора, ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам) и технического надзора за лодками.
«Давайте посмотрим, что и куда можно присоединить, кого от кого отсоединить», — прокомментировал Д.А. Медведев.
Что интересно, сведения об этих ожиданиях я получил напрямую от потенциального сотрудника будущего «суперведомства». Получается, в Москве только начали обдумывать идею, а на местах уже все в предвкушении — очередная реформа, и её последствия пока неясны.
Потенциальные плюсы грядущих перемен
Несмотря на неопределенность, можно выделить несколько очевидных преимуществ такого слияния. Даже не будучи экспертом во внутренних процессах этих служб, я вижу следующие выгоды:
- Единая материально-техническая база. Объединение водного и наземного транспорта, оборудования, оружия и прочего инвентаря. Его обслуживание станет дешевле и эффективнее за счёт централизации. Любой специалист по хозяйственному обеспечению подтвердит, насколько это упрощает работу.
- Расширенные полномочия инспекторов. Каждая выездная группа сможет выполнять функции всех объединённых служб. Пропадает необходимость вызывать «смежников» по каждому поводу — теперь инспекторы сами наделяются всеми нужными правами. Это экономит время, горючее и позволяет за день проверить большее число потенциальных нарушителей. Сбор штрафов может вырасти, а значит, и порядок должен усилиться.
- Возможный рост зарплат. Здесь, конечно, можно усмехнуться, но надежда есть. В теории, объединение и оптимизация могут привести к пересмотру фонда оплаты труда. Мечтать не вредно, как говорится, вдруг... Хотя ключевое слово в наших реалиях, конечно, не «бесплатно».
Уже этих трёх пунктов достаточно, чтобы понять: в идеале реформа сулит сплошные преимущества. Однако, как часто бывает, практика может разойтись с благими намерениями. Неизбежны какие-то перекосы и недочёты. Не зря же есть известная фраза: «Хотели как лучше...».
В шутку можно представить себе такую картину:
С мешком в ночи я тихо к дому крался
(в мешке был мед, плотва и мертвый кроль),
Но, как назло, навстречу вдруг попался
Проклятый Рыбохотпчелоконтроль... :))
Что это значит для законопослушных пользователей?
Для тех, кто старается соблюдать правила охоты, рыбалки, эксплуатации лодок и снастей — по сути, ничего не изменится. При обнаружении мелкого нарушения инспектор, как правило, ограничится предупреждением и разъяснением, что и происходит в большинстве случаев сейчас.
А вот злостным нарушителям придётся несладко. Уклониться от ответственности станет значительно сложнее, ведь один инспектор будет обладать компетенциями сразу нескольких служб. Протоколы будут содержать более весомые и комплексные доказательства, что увеличит шансы на справедливое и строгое наказание. И это, пожалуй, главный положительный итог планируемых преобразований!
Не забудьте подписаться на блог.
