Реформа природоохранных служб: что ждет рыбаков, охотников и владельцев лодок

В конце ноября на официальном портале «Российской газеты» появилась информация, которая сразу привлекла внимание всех, кто связан с природопользованием. На заседании Правительства РФ первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов выступил с инициативой о сокращении числа контрольно-надзорных органов, что логично вписывается в курс на оптимизацию госаппарата.

Его слова были примерно такими: «Параллельно с "регуляторной гильотиной" стоит ещё раз оценить возможность сокращения их количества. Это соответствует нашим решениям по оптимизации численности госслужащих. Да и вообще, количество надзорных структур, мне кажется, можно пересмотреть».

Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал это предложение. Новость быстро разлетелась по СМИ и вызвала живой отклик в профессиональной среде. Особенно заинтересовались те, кто отвечает за охрану и порядок в использовании природных ресурсов. В кругах инспекторов активно обсуждается вероятность создания единой службы на базе Рыбоохраны, Охотнадзора, ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам) и технического надзора за лодками.

«Давайте посмотрим, что и куда можно присоединить, кого от кого отсоединить», — прокомментировал Д.А. Медведев.

Что интересно, сведения об этих ожиданиях я получил напрямую от потенциального сотрудника будущего «суперведомства». Получается, в Москве только начали обдумывать идею, а на местах уже все в предвкушении — очередная реформа, и её последствия пока неясны.

Потенциальные плюсы грядущих перемен

Несмотря на неопределенность, можно выделить несколько очевидных преимуществ такого слияния. Даже не будучи экспертом во внутренних процессах этих служб, я вижу следующие выгоды:

  1. Единая материально-техническая база. Объединение водного и наземного транспорта, оборудования, оружия и прочего инвентаря. Его обслуживание станет дешевле и эффективнее за счёт централизации. Любой специалист по хозяйственному обеспечению подтвердит, насколько это упрощает работу.
  2. Расширенные полномочия инспекторов. Каждая выездная группа сможет выполнять функции всех объединённых служб. Пропадает необходимость вызывать «смежников» по каждому поводу — теперь инспекторы сами наделяются всеми нужными правами. Это экономит время, горючее и позволяет за день проверить большее число потенциальных нарушителей. Сбор штрафов может вырасти, а значит, и порядок должен усилиться.
  3. Возможный рост зарплат. Здесь, конечно, можно усмехнуться, но надежда есть. В теории, объединение и оптимизация могут привести к пересмотру фонда оплаты труда. Мечтать не вредно, как говорится, вдруг... Хотя ключевое слово в наших реалиях, конечно, не «бесплатно».

Уже этих трёх пунктов достаточно, чтобы понять: в идеале реформа сулит сплошные преимущества. Однако, как часто бывает, практика может разойтись с благими намерениями. Неизбежны какие-то перекосы и недочёты. Не зря же есть известная фраза: «Хотели как лучше...».

В шутку можно представить себе такую картину:
С мешком в ночи я тихо к дому крался
(в мешке был мед, плотва и мертвый кроль),
Но, как назло, навстречу вдруг попался
Проклятый Рыбохотпчелоконтроль... :))

Что это значит для законопослушных пользователей?

Для тех, кто старается соблюдать правила охоты, рыбалки, эксплуатации лодок и снастей — по сути, ничего не изменится. При обнаружении мелкого нарушения инспектор, как правило, ограничится предупреждением и разъяснением, что и происходит в большинстве случаев сейчас.

А вот злостным нарушителям придётся несладко. Уклониться от ответственности станет значительно сложнее, ведь один инспектор будет обладать компетенциями сразу нескольких служб. Протоколы будут содержать более весомые и комплексные доказательства, что увеличит шансы на справедливое и строгое наказание. И это, пожалуй, главный положительный итог планируемых преобразований!

Не забудьте подписаться на блог.