Всем привет!
Меня зовут Дмитрий Дрозд, и сегодня я хочу продолжить разговор, начатый в предыдущей статье о культуре вождения. Та тема, где мы обсуждали хамство, гонщиков и тихоходов, вызвала настоящий шквал эмоций и множество комментариев.
Очень радует, что большинство читателей разделяют мою точку зрения на современную дорожную обстановку. Однако, среди откликов было несколько, касающихся конкретно автомобиля ГАЗ Соболь 4х4. Именно на них я и хочу ответить подробно, разобрав по полочкам.
Основная претензия, звучавшая в комментариях, сводилась к следующему: «ГАЗ Соболь 4х4 — слишком большой, медленный и вообще не создан для городских улиц».И вот здесь я не могу не высказать свою позицию. Думаю, эта статья будет полезна как будущим владельцам Соболя, так и всем, кто интересуется темой автомобилей в городской среде.
Габариты: так ли он велик?
Давайте для начала вспомним общепринятую классификацию автомобилей. Самые распространенные группы выглядят так:
Легковые автомобили:
Класс B: Длина от 3800 до 4200 мм (хэтчбеки) или 4200-4500 мм (седаны). Ширина 1.5–1.7 м. Примеры: Лада Веста, Kia Rio, Hyundai Solaris.
Класс C («Гольф-класс»): Длина 4200-4500 мм (хэтчбеки) или 4500-4700 мм (седаны). Ширина 1.6–1.75 м. Примеры: Skoda Octavia, Ford Focus, Toyota Corolla.
Класс D (Средний): Длина от 4600 до 4900 мм. Примеры: VW Passat, BMW 3 серии, Toyota Camry.
Класс E (Высший средний): Длина от 4900 до 5100 мм. Примеры: Audi A6, Mercedes-Benz E-класса, BMW 5 серии.
Кроссоверы и внедорожники:
Класс B: Хэтчбеки и универсалы длиной до 4300 мм. Примеры: Renault Duster, Hyundai Creta.
Класс C: Универсалы длиной 4300-4600 мм. Примеры: Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan.
Класс D: Универсалы длиной 4600-4800 мм. Примеры: Toyota RAV4, Nissan X-Trail, УАЗ Патриот.
Класс E: Универсалы длиной более 4800 мм. Примеры: Toyota Land Cruiser Prado, BMW X5, Volkswagen Touareg.
А теперь самое интересное — фактические размеры ГАЗ Соболь 4х4:
- Длина — 4 810 мм
- Ширина — 2 075 мм (без зеркал)
- Высота — 2 200 мм
Для модификаций Orange Bird и Yellow Bird:
- Длина — 5 100 мм (плюс запаски — еще 285 мм)
- Ширина — без изменений
- Высота — 2 800 мм
Уловили суть? По длине стандартный Соболь 4х4 уверенно вписывается в класс E, то есть в один ряд с премиальными седанами и кроссоверами.
А автомобили класса F (представительские) и вовсе крупнее! Так почему же многим кажется, что Соболь огромен? На мой взгляд, здесь играют роль три фактора: бескапотная компоновка (кабина над двигателем), чуть увеличенная ширина и высота. И всё. Это скорее стереотип восприятия, чем реальная проблема. По сути, это обычный городской автомобиль с точки зрения габаритов.
Лично у меня никогда не было трудностей с парковкой — стандартные размеры позволяют без проблем найти место. И с шириной тоже: за всё время эксплуатации я ни разу не столкнулся с ситуацией, когда не мог проехать во дворе или по узкой улице. В этом плане он ведет себя так же, как и обычная бортовая «Газель».
Поэтому, если кто-то говорит вам: «Как ты на этой дуре по городу ездишь?» — просто покажите им эту табличку с классификацией и спросите: «А как же тогда Toyota Land Cruiser 200, Chevrolet Tahoe или Cadillac Escalade длиной почти в шесть метров?»
И правда, как они умудряются?
А что со скоростью? Неужели я «тошнот на тракторе»?
В автомобильном мире существует странная, на мой взгляд, гонка за характеристикой «разгон от 0 до 100 км/ч». Каждое новое поколение моделей должно быть мощнее и быстрее предыдущего. Не совсем понятно, зачем это нужно в условиях города, где гонять практически негде, но тренд есть тренд. Многим хочется ощущать себя за рулем спортивного болида, хотя на гоночный трек они при этом не выезжают.
Мне стало интересно проверить на практике, действительно ли я так сильно «торможу» поток. Я взял длинный участок городской дороги с тремя полосами и сделал примерные расчеты. Естественно, с учетом распространенного нарушения — езды на +20 км/ч к разрешенной скорости, ведь «не штрафуют же».
Вот условия: дорога с тремя рядами, расстояние между светофорами — 1400 метров (для города это много, обычно 400-500 м), пешеходных переходов нет.
Разгон массовой легковушки (условно назовем ее «Солярис») до 100 км/ч занимает примерно 10-14 секунд.
Разгон дизельного Соболя 4х4 до 100 км/ч — примерно 23-25 секунд.
При этом динамика набора скорости разная: до 60 км/ч первая машина разгоняется за 5 секунд, вторая — за 10.
Стартуем со светофора. Правый ряд обычно уходит направо, центральный — прямо, левый — налево.
За первые 10 секунд:
Условный «Солярис» проедет 110 метров и разгонится до 79 км/ч.
Соболь проедет 83 метра и выйдет на 60 км/ч.
За следующие 10 секунд:
Условный «Солярис» на скорости 79 км/ч проедет еще 219 метров.
Соболь проедет еще 192 метра и также достигнет 79 км/ч.
Далее скорости выравниваются, и Соболь продолжает движение с отставанием в 54 метра (примерно 2.5 секунды) от условного «Соляриса». С таким разрывом они и доедут до следующего светофора. А дальше происходит забавное: если светофор красный — Соболь неизменно догоняет «Солярис» в пробке, если зеленый — тоже его догоняет!
Потому что водители тех самых «Солярисов» почти всегда притормаживают до почти полной остановки перед трамвайными путями! Даже если они только что стартанули со светофора, часто следует резкий разгон, а через 10 метров — торможение перед рельсами.
Для сравнения: если обе машины разгоняются, строго соблюдая ПДД (до 60 км/ч), то отставание составит всего 41.5 метра!
К чему я всё это веду? Даже на таком длинном и прямом городском участке разница во времени прохождения между разными автомобилями совершенно несущественна. Зато что действительно меняется со скоростью — так это угол обзора и время реакции. На 60 км/ч у вас гораздо больше шансов вовремя среагировать на внезапно выскочившую собаку или, что страшнее, на человека. А по сторонам от этой дороги — парк, где летом много гуляющих с детьми и питомцами.
Исследования специалистов по дорожной травматологии (например, из Медицинского центра Гарш во Франции) показывают, что последствия наезда на пешехода кардинально меняются в зависимости от скорости:
— 20 км/ч: чаще всего легкая контузия.
— 20-30 км/ч: контузия без тяжких последствий.
— 30-40 км/ч: возможны тяжелые травмы и летальный исход.
— 40-50 км/ч: риск смерти возрастает.
— 55 км/ч и выше: летальный исход практически неизбежен.
А на стандартных городских расстояниях между светофорами (400-500 метров) и вовсе нет никакого смысла вжимать педаль в пол — все автомобили будут двигаться примерно одинаково. Более того, условный «гонщик» своими резкими ускорениями и перестроениями часто только тормозит общий поток и создает аварийные ситуации.
Мне очень запомнилась одна фраза из комментариев: «Твои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека». У нее, кстати, есть интересная историческая отсылка:
Перенося это на дороги: у любого владельца мощного автомобиля есть право любить скорость, но это право заканчивается на дорогах общего пользования, где установлен лимит в 60 км/ч и есть другие, равноправные участники движения.
Так что же в итоге? ГАЗ Соболь 4х4 — это полноценный городской автомобиль. И по габаритам, и по динамическим характеристикам он вполне вписывается в городской поток. Это справедливо как для улиц, так и для загородных трасс.
Мы все очень разные в жизни, но на дороге мы становимся равноправными участниками движения, для которых действуют единые правила. И эти правила написаны для безопасности всех.
P.S. Заранее прошу прощения за возможные опечатки или стилистические неточности.
Обязательно посмотрите красивые фотографии ГАЗ Соболь 4х4 в нашем календаре на 2020 год.
Также рекомендую почитать материалы про внедорожную подготовку ГАЗ Соболь 4х4 и про его салон.
