Примерно в 18 километрах от столицы Абхазии, неподалёку от села Бабушара, находится международный аэропорт «Сухум», носящий имя В. Г. Ардзинба. Меня особенно привлекло одно место — здание нового аэровокзала, которое было оставлено и пришло в запустение из-за вооружённого противостояния между Абхазией и Грузией. Это пространство, застывшее во времени, хранит память о другой эпохе.
Расцвет и советское наследие
История этого аэропорта началась ещё в середине 1960-х годов. Тогда было возведено первое, теперь уже старое здание терминала, которое, хоть и в ограниченном режиме, продолжает использоваться и сегодня.
Уже во второй половине 1970-х взлётно-посадочная полоса прошла серьёзную модернизацию: толщину бетонного покрытия увеличили, чтобы аэродром мог принимать тяжёлые самолёты Ил-76. Пассажиропоток постоянно рос, и в 1980-е годы началась новая волна преобразований. ВПП снова удлинили — теперь до 3640 метров, чтобы принимать лайнеры Ил-86, а для растущего числа путешественников построили просторный новый аэровокзал. В лучшие свои времена, особенно летом, аэропорт обслуживал до пяти тысяч пассажиров в сутки — это был настоящий хаб.
Однако к концу 1980-х, на фоне ослабления центральной власти в СССР, отношения между руководством Абхазской АССР и Грузинской ССР резко обострились. У самого аэродрома начались серьёзные проблемы с финансированием и материально-техническим снабжением.
Вот как выглядело тогда, в 1988 году, то самое новое здание аэровокзала, которое сейчас заброшено.
Война и забвение
После распада СССР и обретения Грузией независимости ситуация накалилась до предела. Абхазия, бывшая в её составе автономной республикой, также стремилась к суверенитету. В начале августа 1992 года политические разногласия переросли в полномасштабный вооружённый конфликт. Аэропорт был закрыт, а его взлётная полоса — заминирована, превратившись из транспортной артерии в линию фронта.
Некоторое оживление наступило лишь в конце 1990-х: территорию разминировали, а в старом терминале начали ремонт, завершившийся к 2000 году. Но тогда Грузия закрыла для полётов воздушное пространство Абхазии, и аэропорт «Сухум» исключили из всех международных аэронавигационных справочников, фактически изолировав его от мира.
Переломным моментом стали события августа 2008 года в Южной Осетии. Впервые за полтора десятилетия на полосу аэродрома Бабушара приземлились военно-транспортные Ил-76 ВВС России, доставившие технику и десант. А 14 сентября здесь же приземлился самолёт с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
К 2011 году реконструкция старого здания аэровокзала была полностью завершена. Новый же терминал, построенный в 1980-х, так и остался в заброшенном состоянии — символом несостоявшихся планов.
К 2013 году велись разговоры о возобновлении международных рейсов, однако Международная организация гражданской авиации (ICAO) отказалась признавать аэропорт Сухум в статусе международного, считая Абхазию территорией Грузии. В итоге сюда не летают рейсы из других стран, а сам аэропорт обслуживает лишь внутренние перелёты небольших самолётов в пределах Абхазии.
Сегодня аэродромную инфраструктуру занимают Военно-воздушные силы Абхазии, на вооружении которых состоят пять лёгких штурмовиков L-39 и шесть вертолётов.
Прогулка по застывшему времени
А когда-то современный аэровокзал Сухумского аэропорта до сих пор стоит в запустении, как призрак из прошлого.
Удивительно, но прошло столько лет, а во многих окнах до сих пор сохранились стёкла.
Это кажется невероятным, учитывая, что с момента закрытия здания прошло уже больше четверти века.
Входные группы, хоть и разбитые, кое-где всё ещё прикрыты.
Хотя это, конечно, не является серьёзным препятствием для тех, кто хочет попасть внутрь.
На стенах висят старые, ещё советские табло отлётов и прилётов, их циферблаты навсегда замерли.
Здесь же можно увидеть ленточный транспортёр для багажа, теперь неподвижный и покрытый пылью.
На полу местами сохранилась аккуратная разметка, выложенная из плитки, указывающая когда-то путь пассажирам.
В другом зале валяются останки демонтированных конвейеров, на которые когда-то пассажиры сдавали свой багаж перед вылетом.
И снова табло — их здесь несколько, безмолвных свидетелей былой активности.
Что поражает — так это относительная чистота, несмотря на десятилетия забвения. Почти нет и вездесущих граффити, что для таких мест большая редкость.
Поднимаемся на верхний уровень.
Здесь тоже когда-то были выходы на улицу, возможно, на смотровые площадки.
Но в целом пространство давно опустело. Кроме всё тех же немых табло, смотреть здесь особенно не на что — лишь голые стены и ощущение тишины.
Соседние строения
Рядом с главным зданием аэровокзала когда-то функционировал отдельный багажный терминал.
А здесь — своеобразный привет из прошлого, следы легендарного «Аэрофлота» СССР.
Вот такой он, заброшенный аэропорт — мощное, молчаливое напоминание... о войне, разделившей судьбы и заморозившей время.
А неподалёку от аэропорта когда-то стояла гостиница «Бабушара» с рестораном на первом этаже. Она тоже уже много лет пребывает в заброшенном состоянии и сейчас представляет собой лишь голые, обветшалые стены, лишённые былого уюта.
Можно рискнуть и подняться на её крышу. Там до сих пор лежит поваленная когда-то неоновая вывеска — последний след названия.
На этом наша виртуальная экскурсия подходит к концу.
Если вам было интересно путешествовать по страницам недавней истории вместе со мной, буду благодарен за вашу поддержку — ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь этими материалами с друзьями, кому это может быть тоже интересно.
Спасибо, что были с нами. До новых встреч в следующих исследованиях!
