Заброшенная база ремонта мин и торпед на острове Русский: как выглядела 2903-я БМПВ

Мне довелось побывать на территории бывшей 2903-й Базы Минного и Противолодочного Вооружения Минно-Торпедного Управления Тихоокеанского флота. Когда-то здесь кипела работа по обслуживанию и ремонту грозного оружия для кораблей, а теперь это лишь воспоминания, застывшие в бетоне и ржавом железе на острове Русский.

Основные ремонтные цеха воинской части 20374 находились у мыса Шигина. Эта часть была центральным, «головным» подразделением всей 2903-й БМПВ и тесно сотрудничала с 1374-й технической базой вооружения, которая входила в структуру «Дальневосточного арсенала» Минобороны.

Сеть объектов по всему острову

На пике своей деятельности, примерно к 2005 году, база представляла собой не единый завод, а целую сеть разбросанных по острову объектов хранения вооружения. Каждый имел свой номер и название.

Объект №1 «Шигино» располагался у одноимённого посёлка. Склады для мин и торпед организовали в бывших продовольственных хранилищах. Это место печально известно трагическим инцидентом — у пирса здесь взорвалась мина на минном заградителе «Ворошиловск».

Объект №2 «Доронино» на мысе Доронино скрывал подземные хранилища торпедной пристрелочной станции.

Объект №3 «Экипажный» у посёлка Экипажный использовал для хранения оружия старые подземные пороховые погреба №13, оставшиеся с царских времён.

Объект №4 «Рында-1» в бухте Рында приспособил под нужды флота бывшие конюшни.

Объект №5 «Воевода» на мысе Песчаный занял постройки старого гидроаэродрома «Воевода», вероятно, для хранения тралового имущества.

В документах за 2005 год также упоминается в/ч 10482 УРАВ ТОФ у бухты Новый Джигит, которая подчинялась базе. Однако уже к 2008 году вся эта сложная инфраструктура пришла в упадок и была заброшена.

К счастью, у меня сохранился архив старых фотографий, сделанных в те времена, когда на территории базы ещё можно было увидеть следы её недавнего прошлого, а не одни лишь руины.

Например, у стен цехов ещё стоял стреловой кран для погрузки и разгрузки тяжелых изделий.

Главный сборочный цех

Начнём осмотр с главного цеха, где, судя по всему, велась работа с самыми крупными образцами вооружения.

Это было огромное, просторное помещение, разделённое невысокой перегородкой с колоннами на две секции. По слухам, до революции 1917 года здесь находились две отдельные казармы, которые позднее объединили под одной крышей. С 1932 года здание заняла Минная партия Владивостокского военного порта — прародительница будущей 2903-й базы, прошедшая через множество переименований и реорганизаций.

Каждая из двух частей цеха была оснащена собственной кран-балкой и массивными воротами для заезда транспорта.

Посреди этого запустения одиноко стоял бюст Владимира Ильича Ленина, вынесенный, вероятно, из какого-то кабинета начальства.

Рядом валялась старая печатная машинка, наверняка из того же самого кабинета.

Единственное, что отличало одну половину цеха от другой — это отделка потолка.

И то, разница была заметна лишь потому, что в одной части её уже успели сорвать.

Мастерские и их наследие

Двигаемся дальше, в помещения мастерских.

Тут ещё оставалось немало радиодеталей, разбросанных по столам и полкам.

И множество всевозможных разъёмов.

Кое-где стояло старое оборудование, давно отслужившее свой срок.

На стенах, рядом с технической документацией, висели инструктивные плакаты, наглядно показывающие, как правильно крепить изделия для подъёма краном.

Попалась даже своеобразная шутка — индикатор часового типа с подписью.

Бытовые комнаты и раздевалки к тому времени были уже практически полностью опустошены.

Из обрывков воспоминаний бывших военнослужащих удалось узнать интересную деталь: одной из самых распространённых неисправностей в торпедах того времени была банальная протечка электролита из аккумуляторных отсеков.

Остальные помещения в этом здании не представляли особого интереса, поэтому я отправился осматривать другие постройки на территории.

На пути встретилось небольшое складское здание.

На его фасаде ещё угадывалось рельефное изображение знаменитых «Рабочего и колхозницы», а также остатки когда-то яркого лозунга «Слава труду!».

К сожалению, внутри было абсолютно пусто, смотреть было не на что.

Электромеханический цех

А вот в электромеханическом цехе ещё сохранились следы прошлой жизни.

Сначала я заглянул в бытовой блок.

На окне висела небольшая планка для документов, но почему-то на ней были приколоты поздравительные открытки.

В старых шкафах пылилась специализированная литература по профилю части.

Ну а теперь — в самое интересное, в производственные помещения.

Внутри ещё стоял массивный инструментальный стол, за которым, наверное, собирали или проверяли узлы торпед.

Кое-где остались станки.

И, конечно, горы самого разного хлама.

Стену украшали (а теперь просто покрывали) многочисленные агитационные и инструктивные плакаты советской эпохи.

Попалась даже целая стойка с какими-то приборами.

А в углах валялись десятки старых, почти полностью разряженных аккумуляторов — немые свидетели частых ремонтов торпедных батарей.

Была здесь и своя, небольшая котельная с двумя котлами, которая отапливала цех.

Ряд гаражей и боксов для техники оказались абсолютно пустыми.

К сожалению, после постройки моста на остров Русский и улучшения транспортной доступности, все эти заброшенные здания стали лёгкой добычей для мародёров. От былого наполнения не осталось практически ничего, лишь голые, обшарпанные стены. На этом моё исследование территории бывшей 2903-й базы подошло к концу.

Если этот рассказ о забытом уголке военной истории был вам интересен, поддержите нас — поставьте лайк и подпишитесь на канал. Делитесь нашими публикациями с друзьями, которым это тоже может быть любопытно.
Спасибо, что были с нами. До новых встреч в следующих исследованиях!