Аэродром «Унаши», известный также под позывным «Гордый» и народным названием «Золотая Долина», был законсервирован в 2000-х годах. Это место хранит память о нескольких эпохах военной авиации.
Для начала, как обычно, давайте погрузимся в историю аэродрома и полков, которые на нём базировались. Текста будет немало, так что если вам неинтересны исторические детали, смело пролистывайте. :)
История аэродрома началась в конце 1930-х годов близ села Унаши (позже переименованного в Золотую Долину). В 1938 году здесь, на основе 108-й отдельной истребительной эскадрильи, был сформирован 39-й истребительный авиационный полк. Он входил в состав 7-й истребительной авиабригады ВВС Тихоокеанского флота и летал на самолётах И-15 и И-16.
В 1942 году на базе эскадрилий 39-го полка (расформированного в 1947-м) создали новый 19-й истребительный авиаполк. Тогда же на аэродроме временно разместилась первая эскадрилья 14-го дальнебомбардировочного полка, переданного в подчинение ТОФ. Основные силы этого полка находились на соседнем аэродроме «Николаевка». По некоторым данным, эта эскадрилья оставалась в Унашах до самого конца Великой Отечественной войны.
Интересный факт: в составе этой эскадрильи оказался американский бомбардировщик B-25, совершивший вынужденную посадку на аэродроме 18 апреля 1942 года. Это был единственный уцелевший самолёт из группы подполковника Джеймса Дулиттла, совершавшей рейд на Японию. Экипаж со временем вернулся на родину, а самолёт был включён в состав 39-го ИАП, затем передан в 52-й минно-торпедный полк, а в 1944 году — в 14-й отдельный авиаотряд управления ВВС ТОФ.
Осенью 1944 года на аэродром перебазировалась 47-я отдельная морская ближнеразведывательная эскадрилья на гидросамолётах МБР-2, которая в начале 1945 года улетела на гидроаэродром в бухте Врангеля.
В конце декабря 1944 года в Унашах началось формирование будущего 55-го отдельного пикировочного полка. Летом 1945 года полк передислоцировали на аэродромы «Май-Гатка», а затем «Постовая» для подготовки к боевым действиям на Южном Сахалине. Впоследствии этот полк, многократно менявший названия и места дислокации, действовал над Тихим океаном вплоть до 2000-х годов, став основой для 7061-й гвардейской авиабазы, расформированной в 2011 году.
Этот полк заслуживает отдельного рассказа, но в истории аэродрома Унаши он участвовал лишь косвенно.
Освободившееся место занял 2-й учебный авиаполк ВВС ТОФ, прибывший с аэродрома «Мэйхэ», куда он, в свою очередь, попал весной 1945 года с аэродрома «Джанкой» в Крыму, где изначально формировался в составе ВВС Черноморского флота.
В январе 1946 года на основе 35-й отдельной дальнебомбардировочной эскадрильи, 2-го учебного полка и эскадрильи 55-го полка был создан новый 64-й дальнебомбардировочный полк. Через год его переименовали в 570-й минно-торпедный полк, пополнив четвёртой эскадрильей из расформированного на «Николаевке» 33-го полка пикирующих бомбардировщиков. Осенью 1948 года 570-й полк покинул Унаши, перебазировавшись на аэродром «Май-Гатка», где продолжил службу, став впоследствии ракетоносным.
Осенью 1948 года в Унаши прибыл 781-й истребительный авиаполк, который переучивался сначала на американские «Белл П-63 Кингкобра», а затем на МиГ-15. Позже этот полк участвовал в Корейской войне, а в 1958 году был расформирован на этом же аэродроме.
В том же году с аэродрома «Николаевка» в Унаши передислоцировался 88-й гвардейский авиаполк (бывший 19-й гв. ИАП), но уже летом 1949 года он вернулся обратно.
Летом 1950 года в Унаши временно базировалась 131-я отдельная буксировочная авиаэскадрилья, но через год её передали в состав 3-й минно-торпедной авиадивизии и перевели на аэродром «Западные Кневичи», после чего она часто меняла места дислокации по всему Приморью.
Эпоха 47-го истребительного авиаполка
Летом 1951 года с аэродрома «Западные Кневичи» в Унаши перебазировался 47-й истребительный авиаполк ВВС 5-го флота. С этого момента аэродром стал его постоянным домом вплоть до расформирования полка.
Этот полк имеет богатую историю. Он был сформирован летом 1938 года на аэродроме «Камень-Рыболов» на базе 7-й и 116-й истребительных эскадрилий в составе Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии и был вооружён самолётами И-15бис и И-16.
За время своего существования полк множество раз менял подчинение, побывав в составе: Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии, 1-й Приморской Армии, 1-й Отдельной Краснознамённой Армии, 1-й Краснознамённой Армии Дальневосточного Фронта, 9-й Воздушной Армии Дальневосточного Фронта, 9-й Воздушной Армии Приморской Группы Войск, 9-й Воздушной Армии 1-го Дальневосточного Фронта, 9-й Воздушной Армии Приморского Военного Округа, 5-го Флота, Тихоокеанского Флота, Отдельной Приморской Армии ПВО, Дальневосточного Военного Округа и, наконец, 11-й Отдельной Армии ПВО.
Полк также сменил немало аэродромов: «Камень-Рыболов», «Комиссарово», «Воскресенка», «Син-Гисю», «Канко», «Николаевка», «Западные Кневичи» и, наконец, «Унаши».
В 1930-х и 1940-х годах полк участвовал в Хасанских боях и Маньчжурской наступательной операции.
Лётный состав 2-й эскадрильи 47-го ИАП ВВС РККА у истребителя Як-9 в августе 1945 г.
В 1941 году полк перевооружили на И-153, а в 1944-м — на Як-7 и Як-9.
Заместитель командира 47-го ИАП майор И. А. Вишняков возле своего истребителя Як-9. На фюзеляже видны отметки двадцати личных и трёх групповых воздушных побед.
В 1950 году полк получил реактивные МиГ-15, а в 1954-м — МиГ-17.
В начале 1957 года полк из подчинения ВМФ передали в Отдельную дальневосточную армию ПВО. Хотя Унаши оставался его основной базой, с 1967 по 1969 годы полк временно базировался на аэродроме «Чугуевка», пока на родном аэродроме строилась новая бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 2506 и шириной 38 метров. Вернувшись, полк начал переучиваться на новые сверхзвуковые перехватчики Су-15.
В 1972 году посёлок Унаши переименовали в Золотую Долину. После этого и аэродром в народе стали называть так же, хотя официально он оставался «Унаши».
47-й истребительный авиаполк ПВО стал лидерным в освоении самолётов Су-15 и автоматизированной системы управления «Вектор-2М». На его базе проводились исследования возможностей перехвата стратегических бомбардировщиков типа B-52 и высотных разведчиков SR-71.
С 1988 года полк начали пополнять новейшими на тот момент истребителями Су-27.
За всю историю аэродрома в его полках, конечно, случались аварии и катастрофы, но перечислять их мы не будем.
1 мая 1998 года 47-й истребительный авиаполк в составе 11-й отдельной армии ПВО был расформирован. Это поставило крест на активной лётной жизни аэродрома.
Несостоявшийся аэропорт «Находка»
В период с 1991 по 2006 годы аэродром входил в проект свободной экономической зоны «Аэропорт Находка».
В 1991 году появилась идея создать свободную экономическую зону и перепрофилировать один из военных аэродромов Приморья в гражданский аэропорт «Находка» для обслуживания грузов Восточного порта и региональных пассажирских рейсов. Сначала выбор пал на аэродром «Николаевка», но потом от него отказались, и в 1994 году решили переоборудовать «Золотую Долину» под совместное базирование.
Согласно открытым источникам, изначально проектирование поручили инженерам из Хабаровска и Санкт-Петербурга, но в итоге обратились к американским специалистам. Был заключён контракт на 120 000 долларов на разработку проекта реконструкции. По оценкам американцев, первый этап требовал 17,5 миллионов долларов, а второй — ещё 150 миллионов.
Для реализации проекта создали акционерное общество «Золотая Долина», которому с 1994 года предоставили кредит в 9,5 миллиардов рублей. Начались работы по ремонту ВПП и стоянок, и весной 1997 года на аэродроме приземлился первый грузовой Ан-12.
В этот период здесь также разместились 8 вертолётов находкинской компании «Роса», созданной для развития малой авиации.
Однако амбициозным планам не суждено было сбыться. После расформирования в 1998 году 47-го ИАП финансирование сократилось, а связное и навигационное оборудование пришло в негодность.
Тем не менее, летом 1998 года на аэродром всё же приземлился первый и единственный пассажирский рейс — самолёт Ан-38 хабаровской авиакомпании «Восток». На этом история попытки создания аэропорта закончилась, уступив место уголовным делам и судебным разбирательствам.
На развилке дороги к гарнизону установлен памятник — истребитель-перехватчик Су-15. Выбор монумента не случаен, ведь, как мы помним, 47-й ИАП был лидерным полком по эксплуатации этих машин.
Прогулка по заброшенной территории
А теперь давайте пройдёмся по территории бывшего аэродрома и посмотрим, что от него осталось сегодня.
Когда-то открытые стоянки и укрытия для истребителей прикрывали огневые точки.
Сами укрытия с веерными выездами на рулёжные дорожки. Таких сооружений на аэродроме около трёх десятков.
На некоторых ещё можно увидеть остатки распашных защитных ворот.
Где-то даже сохранились обе створки.
Рассмотрим их поближе.
Поваленная створка, ставшая жертвой охотников за металлом. Такие ворота обычно заполняли песком для дополнительной защиты, но примерно в половине случаев на аэродромах они встречаются пустыми, как и здесь.
Все эти укрытия практически идентичны и отличаются разве что рисунком камуфляжа.
Кусок фюзеляжа от последнего оставшегося здесь самолёта теперь служит импровизированным ящиком для разного хлама.
Следы от пуль.
На территории ещё есть несколько «законсервированных» построек. Важно отметить, что часть аэродрома до сих пор занимает действующая часть войск ПВО, поэтому незваных гостей, особенно приближающихся к охраняемым объектам, здесь не жалуют. Но нам туда и не нужно.
Заброшенные здания превратились в руины и уже не вызывают особого интереса.
Так что вернёмся к авиационным укрытиям.
Страшно подумать, от чего могла образоваться такая дыра в этой массивной створке. Похоже, по ней хорошо «отработали» чем-то серьёзным.
В общем-то, больше здесь смотреть особенно не на что.
Так что в последний раз окинем взглядом уходящую вдаль главную рулёжную дорожку и ВПП и отправимся в обратный путь.
Напоследок — вид со стороны ВПП на гарнизон, где ещё видны вполне обитаемые дома.
На этом всё.
Если вам было интересно, ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, а также делитесь нашими публикациями с друзьями.
Спасибо за внимание и до новых встреч.
