Маркировка товаров: забота о потребителе или скрытые поборы?

С первого декабря этого года наша повседневная жизнь станет немного «прозрачнее» для системы. Представьте: хозяйка вытирает посуду кухонным полотенцем, на котором красуется обязательный штрих-код. На ногах у неё — маркированные тапочки, а на плечах — халат со своим уникальным цифровым идентификатором. А снимать эту домашнюю идиллию будет супруг на фотокамеру, которая тоже прошла процедуру маркировки, не говоря уже о вспышке к ней.

Чья это идея?

Всё это великолепие стало возможным благодаря инициативе Правительства, которое, как заявлено, внедряет новшества исключительно для улучшения жизни граждан. Отдельная благодарность — Единому оператору маркировки, который, якобы практически в убыток себе, генерирует и хранит эти коды всего за 50 копеек за штуку.

Истинная цена «копеечного» кода

На мой взгляд, именно эти полтинники и являются главной движущей силой столь «своевременного» нововведения. Оно стартует на фоне падающего потребительского спроса и массового закрытия малого и среднего бизнеса. С декабря под обязательную маркировку попадают одежда, обувь, постельное белье и даже автомобильные шины.

Чтобы соответствовать требованиям, магазину придется серьезно потратиться: купить специальный сканер, заново настроить кассовое оборудование, обновить ПО, приобрести товароучетную программу и обучить персонал. И всё это, конечно, не бесплатно. На рынке уже сформировался круг «проверенных» компаний, которые делают огромные деньги на подобных «жизненно необходимых» новациях. Финансовые потоки от этих расходов, как и те самые 50 копеек с кода, уходят в одно русло, что в официальных документах красиво именуется государственно-частным партнерством.

Кто платит по счетам?

Само собой разумеется, предприниматель не станет покрывать эти издержки из своего кармана. Все дополнительные расходы неизбежно закладываются в конечную стоимость товара. Таким образом, по факту за всё платит потребитель — тот самый рядовой россиянин, чьи интересы, якобы, и защищают, придумывая и внедряя эти добровольно-принудительные меры.

Официальные доводы vs. Реальность

Обоснования, которые приводятся в пояснительных записках — борьба с контрафактом, гарантия качества и прочее — на практике выглядят как блеф. Эти меры не решат коренных проблем. Те же некачественные футболки из Китая, линяющие после первой же стирки, никуда не денутся. Они просто будут продолжать линять, но уже с гордо нанесенным на бирку официальным штрих-кодом.