Неожиданная находка: как я обнаружил легендарный ГАЗ-71 на поляне с одуванчиками

Всё произошло совершенно неожиданно, как это часто и бывает. Я прибыл на деловую встречу в одну из крупных производственных компаний, но ответственные лица задерживались. Чтобы не тратить время зря, я решил исследовать окрестности.

Машина, на которой я приехал, не была предназначена для серьёзного бездорожья, поэтому для начала я просто осмотрел местность с возвышенности.

Мой взгляд привлёк странный объект посреди поляны, заваленной разным хламом. Я бы, наверное, и не обратил на него внимания, если бы не два выступающих люка на его крыше.

Я отметил точку в навигаторе и отправился к загадочному объекту пешком. Так, совершенно буднично, на полянке, поросшей жёлтыми одуванчиками, я и наткнулся на уникальный ГТ-СМ (ГАЗ-71) — советский гусеничный транспортёр-снегоболотоход, настоящую легенду.

Задумка конструкторов

Этот вездеход изначально создавался как машина, способная покорить практически любое бездорожье и преодолеть водные преграды.

Он должен был стойко выдерживать экстремальные температуры — от лютых морозов в -50°C до сорокаградусной жары, оставаясь при этом ремонтопригодным в полевых условиях. И в 1960-х годах советские инженеры такую машину создали.

Аббревиатура ГТ-СМ чаще всего расшифровывается как «снегоболотоход», но также её можно трактовать как «Гусеничный транспортёр Средний (грузоподъёмностью 1 тонна) модернизированный».

Сердце и живучесть машины

Для повышения надёжности и живучести на вездеход установили проверенный временем двигатель, раздаточную коробку и 4-ступенчатую КПП от военного грузовика ГАЗ-66.

Мощность этого мотора составляла 115 лошадиных сил при рабочем объёме 4,25 литра.

Умение плавать

Одна из ключевых особенностей этого транспортёра — способность преодолевать водные преграды.

Да, эта машина полной массой более пяти тонн умела плавать со скоростью до 5 км/ч, управляясь на воде всё теми же гусеницами.

Кабина водителя и пассажира была выполнена полностью герметичной.

Благодаря этому при преодолении водных преград глубиной более метра («нырках») салон оставался сухим.

Вот центральная консоль с основными приборами управления.

Крупный план приборной панели.

Грузоподъёмность и комфорт

ГАЗ-71 мог перевозить на своей грузовой платформе до одной тонны груза или десять человек десанта. Для аскетичной техники СССР того времени наличие даже двух спальных мест считалось настоящей роскошью. При этом вездеход мог буксировать по самому тяжёлому бездорожью прицеп массой до двух тонн, не теряя своих ходовых качеств.

Ахиллесова пята — аппетит

Основным недостатком машины был её ненасытный аппетит. По шоссе вездеход потреблял 100-150 литров топлива на 100 километров, а на тяжёлом бездорожье этот показатель мог превышать 200 литров. Проблему частично решали установкой дополнительных топливных баков.

Это действительно уникальная машина. Некоторые экземпляры «Газушек» исправно работают и по сей день. Простая и прочная конструкция, недорогое обслуживание и доступность запчастей сделали ГАЗ-71 настоящей легендой русского бездорожья.

Всем мир, лайк, репост.

Рекомендую почитать мой материал про современные истребители.