Всё произошло совершенно неожиданно, как это часто бывает. Мне нужно было провести деловые переговоры на одном из промышленных предприятий, но ответственные лица задерживались. Чтобы не тратить время впустую, я решил исследовать окрестности — благо, погода располагала к небольшой прогулке.
Машина, на которой я приехал, не подходила для серьёзного бездорожья, поэтому сначала я осмотрел местность с возвышенности, выбирая маршрут.
Вдруг мой взгляд упал на странный объект посреди поляны, заросшей одуванчиками. Его почти скрывали кучи мусора, но два выступающих люка сразу привлекли внимание — что-то явно необычное пряталось в траве.
Я отметил координаты в навигаторе и отправился пешком. Так, совершенно буднично, среди цветущего поля я и обнаружил уникальную машину — советский гусеничный транспортёр-снегоболотоход ГТ-СМ, более известный как ГАЗ-71.
Конструкция для экстремальных условий
Этот вездеход изначально создавался как машина, способная преодолевать самые сложные препятствия: глубокий снег, болота, водные преграды. Конструкторы заложили в него возможность работы в диапазоне температур от -50 до +40 градусов, при этом сохранив ремонтопригодность даже в полевых условиях. И в 1960-х годах такая задача была успешно решена.
Аббревиатура ГТ-СМ расшифровывается как «Гусеничный транспортёр — снегоболотоход», но есть и другая трактовка: «Гусеничный транспортёр Средний (грузоподъёмностью 1 тонна) модернизированный».
Надёжная техническая начинка
Для повышения живучести и упрощения обслуживания на вездеход установили проверенные агрегаты от военного грузовика ГАЗ-66: двигатель, раздаточную коробку и 4-ступенчатую коробку передач. Мотор развивает 115 лошадиных сил при рабочем объёме 4,25 литра — скромно для такой машины, но вполне достаточно для её задач.
Водные возможности
Одна из самых впечатляющих особенностей ГАЗ-71 — способность преодолевать водные преграды. Да, эта машина весом более пяти тонн умеет плавать! На воде она развивает скорость до 5 км/ч, управляясь гусеницами.
Кабина водителя и пассажира выполнена полностью герметичной. При «нырках» на глубину более метра салон остаётся сухим — серьёзное достижение для техники того времени.
Внутреннее устройство
Центральная консоль с основными приборами управления выглядит аскетично, но функционально.
Крупный план приборной панели.
Грузовые и транспортные возможности
ГАЗ-71 мог перевозить на грузовой платформе до 1 тонны груза или 10 человек десанта. Что удивительно — в машине были предусмотрены даже два спальных места. Для аскетичной советской техники это считалось настоящей роскошью. При этом вездеход мог буксировать прицеп массой до 2 тонн по самому сложному бездорожью без потери проходимости.
Особенности эксплуатации
Основным недостатком машины был высокий расход топлива. По шоссе вездеход потреблял 100-150 литров на 100 км, а на тяжёлом бездорожье — более 200 литров. Эту проблему частично решали установкой дополнительных топливных баков.
Легенда русского бездорожья
Уникальная машина, созданная для экстремальных условий. Некоторые экземпляры «Газушек» исправно работают до сих пор. Простая и надёжная конструкция, недорогое обслуживание и доступность запчастей сделали ГАЗ-71 настоящей легендой русского бездорожья — машиной, которая продолжает жить даже спустя десятилетия после выпуска.
