Заброшенное величие: как живёт ткацкая мануфактура в Карабаново спустя годы после закрытия

Ткацкие фабрики — это моя особая страсть. В них есть какая-то непередаваемая атмосфера, которая завораживает взгляд и трогает душу. К сожалению, в определённый период по всей стране закрылось огромное количество заводов, и значительную часть среди них составляли именно текстильные и фарфоровые производства…

Путешествие в прошлое

Выбрав один из тех редких погожих осенних дней, мы отправились в посёлок Карабаново, расположенный во Владимирской области. Всего полтора часа пути от Москвы — если, конечно, повезёт избежать пробок на Ярославском шоссе — и ты оказываешься среди тихих, почти безлюдных провинциальных просторов.

Ткацко-прядильная мануфактура в Карабаново была основана ещё в 1845 году и принадлежала знаменитому «Товариществу мануфактур Барановых».

Предприятие было крупным, успешным и по праву считалось градообразующим. В советские годы практически всё население посёлка так или иначе было связано с фабрикой.

Прядильные, ткацкие и красильные цеха — все они тянулись вдоль правого берега реки Серая, образуя целый промышленный комплекс.

Ткани, которые производила Карабановская фабрика, пользовались спросом не только в России, но и во всех республиках Советского Союза.

К концу 70-х годов фабрика достигла пика своего развития. Цеха и оборудование прошли масштабную модернизацию. Ежегодно здесь выпускали до 185 миллионов метров готовой ткани — цифры, которые сегодня кажутся фантастическими.

Крушение эпохи

Но всё изменилось, как это часто бывало, в «лихие девяностые». Фабрика на тот момент носила название «Карабановская текстильная мануфактура», а позже — «Карабановский текстиль».

Спрос на продукцию стал стремительно падать, людей начали сокращать, а зарплату — задерживать. В 2003 году оставшихся четыре сотни работников уволили, и фабрика окончательно прекратила своё существование.

Прогулка по заброшенному гиганту

Попасть внутрь предприятия оказалось несложно. Большая часть ограждения отсутствовала, двери и окна в зданиях тоже были либо выломаны, либо просто распахнуты настежь.

Но внутри всё ещё оставались станки и другое фабричное оборудование. Также повсюду валялись целые ворохи ниток и шерсти, словно время здесь остановилось в момент остановки конвейера.

Главное здание, куда стоит отправиться в первую очередь, представляет собой четырёхэтажное строение с огромными панорамными окнами, которые когда-то наполняли цеха светом.

По бокам до сих пор стоят тележки, на которых когда-то увозили готовые нитки с прядильных машин.

А вот так выглядели сами клубки. Цвета, конечно, должны были быть самыми разными, но мне попадались в основном только белые — вероятно, они были последними в производственной цепочке.

Эти тележки встречались буквально повсюду — в цехах, коридорах, подсобках.

А теперь — самый сохранившийся этаж.

Прядильные машины на нём занимают всё доступное пространство, создавая ощущение индустриального лабиринта.

Настоящее царство стальных ткачей, замершее в безмолвии!

Продвигаемся дальше, и вот перед нами столовая для сотрудников — когда-то здесь кипела жизнь, звучали разговоры, смех.

И небольшие детали интерьеров в подсобных помещениях — следы былого уюта и порядка.

Самый верхний этаж тоже очень интересен, так как полностью занят ткацкими станками — когда-то здесь рождались метры и метры ткани.

Не только фабрика

Фабрика настолько огромна, что мне не хватило целого дня, чтобы осмотреть её полностью. А ведь и сам посёлок заслуживает отдельного внимания. Там очень красивая архитектура зданий и живописная природа. Хоть на неделю заезжай — есть что посмотреть и где погулять…

Может быть, когда-нибудь мы туда ещё заедем!

Размышления о прошлом и будущем

Жаль, что теперь почти весь текстиль на прилавках — импортный. Чтобы конкурировать с Китаем, пришлось бы вливать колоссальные средства в промышленность, и даже это не гарантировало бы успеха.

Как вы думаете, в тех условиях, что сложились после распада СССР, был ли у отечественной текстильной промышленности шанс конкурировать с импортом?

Текст и фотографии – резидент проекта NordSkif & Co Алёна "Biolena"