Мне всегда было интересно узнать больше о знаменитом законсервированном аэродроме «Цветной» Космических войск, который находится недалеко от села Хороль. В историю он вошёл как «Восточный» запасной аэродром для советских орбитальных кораблей-ракетопланов «Буран». Однако его судьба оказалась гораздо богаче и началась задолго до космической эры.
И что удивительно — этот, казалось бы, давно забытый объект неожиданно начал подавать признаки жизни. Но давайте обо всём по порядку.
Истоки: от войны до реактивных самолётов
Первый вариант аэродрома был построен ещё до начала Второй мировой войны. Осенью 1945 года здесь разместилась 190-я Полоцкая Краснознамённая ордена Кутузова II степени истребительная авиационная дивизия, которая участвовала в Советско-японской войне. В её состав входили 494-й и 17-й истребительные авиационные полки.
Хочу сразу оговориться: я не авиационный историк, мой профиль — скорее, исследование подземных объектов. Поэтому информацию о полках собирал по открытым источникам, и если где-то допустил неточность, заранее прошу прощения.
К 1950 году на аэродроме остался только 17-й истребительный авиаполк в составе 303-й авиационной дивизии. Весной 1951 года, согласно данным, полк перебросили на аэродром Мяогоу для участия в Корейской войне, а на самой хорольской площадке в то время шла подготовка корейских лётчиков. Тогда же сюда передислоцировали 169-й гвардейский Рославльский тяжёлый бомбардировочный полк, который переучился на самолёты Ту-4.
С 1954 по 1956 годы аэродром пережил первую серьёзную модернизацию: построили новую бетонную взлётно-посадочную полосу первого класса, рулёжные дорожки и стоянки для самолётов.
Флотский период и разведка
В 1960 году начался флотский этап в истории аэродрома. 169-й полк тяжёлых бомбардировщиков переподчинили Тихоокеанскому флоту, переименовали в 169-й минно-торпедный полк дальнего действия, перевооружили на Ту-16, а позже он стал морским ракетоносным полком в составе 3-й (позже 25-й) дважды Краснознамённой авиационной дивизии ВВС КТОФ.
В интернете я нашёл фото аварийной посадки Ту-16 вне ВПП с пометкой «304 ОДРАП».
В 1965 году на аэродроме сформировали 867-й отдельный разведывательный полк авиации ВМФ. Это был единственный на Тихоокеанском флоте полк, эксплуатировавший дальние самолёты-разведчики целеуказатели Ту-95РЦ, и его экипажи работали практически по всей акватории Тихого океана.
В 1971 году полк переименовали в 304-й ОДРАП. По неподтверждённым данным, уже тогда длина взлётно-посадочной полосы составляла 3714 метров.
Это фото я нашёл на авиационных форумах, посвящённых Хоролю. К сожалению, автора установить не удалось.
В 1976 году здесь же сформировали единственный на Дальнем Востоке 310-й полк противолодочных самолётов дальнего действия на Ту-142, который позже передислоцировали на аэродром Каменный Ручей.
В 1982 году 169-й гвардейский МРАП переформировали в смешанный авиаполк и перевели в Камрань (Вьетнам). Вместо него сформировали 341-ю отдельную гвардейскую морскую ракетоносную эскадрилью.
В 1986 году 341-ю гв. ОМРАЭ переформировали в 141-й гвардейский морской ракетоносный авиационный полк на самолётах Ту-16СПС и Ту-16К-10-26, а его ряды пополнила 134-я отдельная гвардейская дальнеразведывательная эскадрилья, переведённая с аэродрома Пристань.
Эпоха «Бурана» и консервация
А дальше началась новая, пожалуй, самая известная эпоха в жизни аэродрома. (Схемка из интернета).
В 1985 году на его территории началась масштабная модернизация, а полки передислоцировали на аэродром Западные Кневичи. В то время на западе и востоке СССР разворачивали запасные аэродромы для обеспечения посадки и обслуживания орбитальных кораблей-ракетопланов «Буран» в рамках советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС).
Для решения этих задач создали отдельные воинские части. На западе это был ОИП-24 в Симферополе, а на востоке — ОИП-23 в Хороле. Они занимались монтажом и вводом в строй специального оборудования. ВПП расширили до 70 метров, построили 50 стоянок в обваловке для ракетоносцев Ту-95 и Ту-16, а также перрон для 30 самолётов первого класса.
К 1990 году ввели в строй почти все объекты, кроме командно-диспетчерского пункта аэродрома и КДП управления воздушным движением.
Но после распада СССР, в 1993 году, оба полка расформировали, а следом, в 1995 году, прекратил существование и ОИП-23.
Позже на аэродроме сформировали 3723-ю базу хранения и утилизации авиационной техники ВВС ТОФ, где утилизировали самолёты и крылатые ракеты. Сам аэродром числился законсервированным, хотя на деле выглядел заброшенным.
Много лет он был практически мёртвым, и его посещали все, кому не лень. Лишь возле огромного здания КДП ещё теплилась жизнь в виде нескольких локаторов. Однако в 2016 году на аэродроме провели оценку состояния ВПП. Во время проверки выполнили посадку и взлёт самолётов Ту-142МР, Ту-142МЗ и Ан-26. После этого за полосой стали следить: установили посадочные огни и другую мобильную инфраструктуру.
Хороль в 2019 году: взгляд изнутри
А теперь давайте посмотрим, как аэродром выглядел в 2019 году, когда я его посетил.
На въезде в само село нас встретил памятник — самолёт, похожий на Су-17М.
Рядом, через дорогу, — ещё один монумент в честь павших в боях Великой Отечественной войны.
На этой стене — имена награждённых Звездой Героя и одного полного кавалера Ордена Славы.
Подъезжаем к аэродрому. С дороги сразу бросается в глаза недостроенный КДП, возле которого разместилась действующая воинская часть. Огромное радиопрозрачное укрытие выглядит не менее внушительно.
Большинство въездов на территорию аэродрома и к бывшей инфраструктуре теперь закрыто, хотя ещё несколько лет назад проехать было можно.
Но кое-какие заезды ещё остались.
Окраины ВПП окутаны старой противопехотной колючей проволокой.
Мы заехали со стороны одного из разрушенных ближних приводных радиомаяков. Все строения вокруг не подавали никаких признаков жизни.
Перед началом самой ВПП идёт длинный участок со старым покрытием.
И вот мы стоим на пороге взлётно-посадочной полосы длиной 3714 и шириной 70 метров.
Обновлённый цифровой знак ПМПУ. Чуть дальше виден силуэт старого знака.
Ось ВПП уходит за возвышение. Полоса имеет небольшой бугор ближе к концу, из-за чего с этой стороны не видно всю её длину. Так что поедем прямо по полосе на другой конец.
Вдоль полосы то и дело попадаются руинизированные заброшенные строения и старые пугала.
Вдруг мы стали замечать тут и там появляющееся светосигнальное оборудование, которого раньше не было.
Как стало ясно позже, в случае необходимости его запитывают кабелями.
Да и вдоль полосы шли прокосы, которых ещё несколько лет назад не наблюдалось.
Но мы спокойно ехали по ВПП, как это делали здесь все десятилетиями.
Вновь КДП, но уже с другой стороны.
Вдоль полосы тут и там стали появляться признаки жизни в виде развёрнутых мобильных комплексов, обеспечивающих возможность приёма самолётов.
Это не могло не радовать: аэродром реально стал пригоден для приёма самолётов, в чём были большие сомнения после прочтения комментариев в интернете.
Среди руин вдоль ВПП стали появляться зачехлённые прожектора.
Мы добрались до другого конца ВПП.
Здесь краска посвежее.
Отсюда хорошо видно возвышение полосы, не дающее сфотографировать её целиком.
Ещё сигнальные огни.
И разрушенный БПРМ. На фото не видно, но за ним вдали торчат антенны дальнего приводного радиомаяка, который оказался действующим.
В этот момент к нам по полосе приехал военный с подвижного КП и вежливо объяснил, что теперь на аэродром всем подряд заезжать нельзя, после чего проводил нас до выезда, откуда мы заезжали.
Попрощавшись с аэродромом, мы поехали к заброшенному командному пункту, располагавшемуся через дорогу от трассы, проходящей мимо аэродрома.
Смотреть в нём, конечно, уже не на что, да и понять, к какому полку и к полку ли вообще он относился, уже нельзя.
Он имеет два входа, от которых навстречу друг другу идут коридоры, смыкающиеся расширительной камерой вентиляционной шахты.
А по обе стороны коридоров уходят небольшие блоки из быстровозводимых сборных железобетонных арочных конструкций.
Второй вход в КП.
Осмотрев КП, мы потихоньку отправились к нашей следующей цели.
Но это уже совсем другая история. А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за просмотр и до новых встреч!
