Заброшенная линия сборки ЗиЛ: свидетельство ушедшей эпохи

Приветствую всех. В этом материале я поделюсь своими впечатлениями от посещения некогда мощной сборочной линии грузовых автомобилей на легендарном заводе АМО ЗиЛ. Это путешествие в недавнее прошлое нашей промышленности.

Вступление в цех

Раньше в этом пространстве кипела работа: функционировало несколько конвейерных линий, где монтировали как шасси, так и колесные узлы. Из всех цехов, которые мне довелось увидеть, этот сохранился лучше всего, однако и здесь уже оставили свой след «черные» металлоломщики, вырезавшие часть конструкций.

Наша экскурсия сосредоточена на втором этаже, куда когда-то подавались элементы конвейера. К моменту моего визита первый этаж уже перепрофилировали под логистические нужды различных транспортных фирм.

Путь на территорию

Попасть на территорию оказалось несложно, но контрастно. С одной стороны завода, на контрольно-пропускных пунктах, несли службу строгие сотрудники частной охраны, досматривавшие машины и личные вести. Даже арендаторам площадей запрещалось проносить, к примеру, бутылку вина. Зато с противоположной стороны, со стороны ТЭЦ, забора фактически не существовало, и любой мог беспрепятственно войти, пронеся с собой что угодно.

В один из осенних дней мы направились к нужному корпусу. У ворот суетились рабочие из Средней Азии — основная трудовая сила на этих развалинах, сновали погрузчики. Дернув ручку массивной двери, мы поднялись наверх и застыли перед безмолвной, удручающей картиной.

Общий вид цеха.

Мастерские и склад

В углу, за стенами из стеклоблоков, еще угадывались мастерские. Там остались станки и разбросанный инструмент. Сооружение с пологой крышей на снимке когда-то служило складом.

Помещение склада с инструментами.

Мы зашли в мастерские, чтобы рассмотреть сохранившееся оборудование поближе.

Интерьер мастерской.

Повсюду валялись бутылки и банки из-под импортного пива — похоже, кто-то из работников увлекался их коллекционированием.

Кабинет начальника службы безопасности.

Сердце цеха: покрасочный комплекс

Вернувшись в основной зал, мы увидели, что покрасочная камера сложилась внутрь, как карточный домик.

Сама конвейерная линия теперь — лишь груда искореженного металла.

Вот массивные ворота камеры, через которые когда-то плавно двигалась автоматизированная линия.

Удивительно, но большая часть металлоконструкций пока еще на месте, хотя, как нетрудно догадаться, ненадолго.

Мощные вытяжные системы.

Одна из сушильных камер уцелела, но внутри явно бушевал пожар, вероятно, возникший при резке металла.

В конце линии располагался целый комплекс: несколько окрасочных камер, а за ними — сушильные.

Остатки былой автоматизации

Вот что осталось от автоматизированной трассы, по которой в главный сборочный корпус подавались кабины и рамы будущих грузовиков.

Линия проходила между производственными зданиями по специальному воздушному переходу.

Другой конец цеха и импровизированная гидроизоляция

Прогуляемся к противоположному краю цеха.

Те же камеры, вид с фронтальной стороны.

Дальняя часть цеха оказалась почти пустой, но и здесь нашлась своя «изюминка» — гигантские, самодельные водосборники, или, как мы их прозвали, «водокапы».

Здание старое, за ним никто не ухаживает, поэтому крыша сильно протекает, особенно в паводок. Чтобы не делать капитальный ремонт кровли и не залить склад этажом ниже, местные «кулибины» натянули огромные полотнища брезента. Остается только гадать, где они раздобыли материал таких размеров?

Масштаб сооружения сложно передать на фото.

Один из «водокапов» поменьше в сравнении с человеком.

Видно, что своё дело они исправно выполняют: вода скапливается в них и постепенно испаряется. Часть влаги по «сложной системе» из палок, бочек и ржавых труб отводится на улицу через пролом в стене.

Дальше цех практически пуст — лишь несколько мастерских и диспетчерских будок.

Мозг конвейера: пульт управления

Вернемся к воздушному переходу и взглянем на систему, которая когда-то управляла всем этим конвейером.

Комната с пультами управления. Над дверью еще читается название компании-производителя этого технологического чуда.

Сами панели управления находятся в плачевном, разгромленном состоянии.

На стене висит техническая документация по системе ПТК (программно-техническому комплексу).

На полу валяется груда бумаг по этой системе. К сожалению, теперь они никому не нужны — скорее всего, это последние экземпляры.

Прощание с ЗиЛом

На выходе нас встретил местный житель — пушистый сторож. Его здесь кто-то подкармливает и оставляет воду. Жаль, что этот огромный «дом» для котика уже распилили и снесли. Сейчас от него остались лишь воспоминания и эти руины...

На этом наш сегодняшний репортаж завершен. Другие материалы о заводе ЗиЛ ищите на нашем канале!

Отдельная благодарность за предоставленные фотоматериалы Максиму Майорову, специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми публикациями. Впереди будет еще много интересного. Для нас важна каждая подписка — она дает нам мотивацию готовить более качественные и глубокие материалы, искать реальные истории. Тем же, кто уже с нами, — огромное спасибо за ваше внимание и интерес к нашим репортажам.

Спасибо, что были с нами!