Гиганты морских перевозок
Современные нефтяные танкеры — это настоящие морские гиганты, способные взять на борт до полумиллиона тонн «чёрного золота». Во время своего рейса по Северному морскому пути я с большим интересом узнал об одной ключевой особенности их конструкции, которая кажется очевидной, но при этом по-настоящему гениальна.
Это не какое-то новшество последних лет, а давно устоявшийся мировой стандарт. Практически все суда, перевозящие нефть и нефтепродукты, уже много лет строятся с использованием этой умной инженерной хитрости.
Что особенно впечатляет, так это то, что к такому решению конструкторов подтолкнуло стремление одним махом решить сразу несколько задач. Во-первых, назрела необходимость усовершенствовать систему балласта для безопасных переходов судна порожнем. Во-вторых, всё большее значение приобретала экологическая ответственность и защита морей от загрязнения.
Проблема балласта: просто, но неочевидно
Любой, кто немного знаком с судоходством, знает: пустой танкер, идущий за грузом, должен быть нагружен балластом для остойчивости. Вопрос — чем и куда? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности — закачать морскую воду. Но вот загвоздка: закачивать её в те же резервуары, что предназначены для нефти, категорически нельзя.
Значит, нужны отдельные, специальные ёмкости — балластные танки, объём которых должен быть сопоставим с грузовыми. Получается, судно в одну сторону идёт с пустыми нефтяными, но заполненными балластными танками, а обратно — наоборот.
Конструкторы экспериментировали с разными схемами, чередуя балластные и грузовые отсеки. Но вставал новый вопрос: как разместить два огромных независимых объёма на одном судне, не превратив его в неуклюжий, плохо управляемый «поплавок», кишащий пустотами?
Гениальное решение «три в одном»
Ответ оказался элегантным и простым, как все великие изобретения. Инженеры придумали нечто вроде «напитка 3 в 1» для судостроения.
Это решение не только стало отраслевым стандартом, идеально решив проблему баланса, но и неожиданно помогло с двумя другими критически важными аспектами: оно резко повысило живучесть танкера при получении пробоины и стало мощным барьером на пути загрязнения окружающей среды. Если судно повреждает борт или днище, двойная защита не даёт нефти вылиться в море.
Всё гениальное просто: двойной корпус!
Как устроена защита
Все современные танкеры строятся по принципу двойного корпуса. Между основными грузовыми танками и внешней обшивкой судна оставлен значительный зазор. Эти пространства и служат балластными цистернами. Таким образом, они выполняют двойную функцию: обеспечивают остойчивость и являются буферной зоной, защищающей от пробоин.
Такая компоновка позволила, лишь незначительно увеличив габариты судна и почти не повлияв на его мореходные качества — остойчивость и управляемость, — блестяще решить комплексную задачу.
Если внимательно изучить схему, видно, что танкер с двойным дном и бортами внешне почти не отличается от старого однокорпусного собрата. Однако объём его балластных отсеков почти равен грузовому, а сам корабль получил мощнейший защитный «панцирь».
Интересно, что вскоре после начала широкого внедрения танкеров с двойным корпусом такая конструкция стала обязательной по международным нормам. Сначала в США, а затем и по всему миру.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме онлайн в сторис и публикациях.
