После трагических событий на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, в зону экологического бедствия с базы хранения артиллерийского вооружения из Днепропетровской области были переброшены три тяжелые самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Изначально эти машины планировалось использовать для ведения огня по стенам разрушенного энергоблока, чтобы проделать проходы для групп химической разведки, которые могли бы оценить обстановку внутри.
Это были машины разработки 1944 года. Две из них, с бортовыми номерами 100 и 129, были оснащены башенными орудиями, а на третьей, номер 130, ствол был демонтирован. В интернете на архивных фотографиях чаще всего встречаются именно машины №100 и №129.
Неожиданное применение тяжелых машин
Основным вооружением ИСУ-152 был мощный бронебойный снаряд, способный одним выстрелом превратить стену в груду обломков. Поскольку задача требовала не точечных проломов, а масштабных разрушений, технике нашли иное применение. Благодаря своей массивности, мощному двигателю, большим габаритам и общей надежности, самоходки отлично справлялись с разрушением стен и целых зданий. Чтобы обрушить строение, часто достаточно было просто «раскатать» его, методично ударяя гусеницами и корпусом по несущим конструкциям. На пике ликвидационных работ эта техника базировалась в селе Корогод.
Забвение и поиски
После выполнения задач в условиях крайне высокого радиоактивного загрязнения, в непосредственной близости от аварийного блока, все три ИСУ-152 были окончательно заброшены. Машина №100 и сегодня стоит недалеко от Нефтебазы. Местонахождение самоходки №129 достоверно неизвестно; есть предположение, что она так и осталась в окрестностях села Корогод, если, конечно, ее не разрезали на металлолом. А вот машину №130 нам посчастливилось обнаружить совершенно случайно во время одной из наших экспедиций. ИСУ-152 с демонтированным орудием медленно ржавеет под открытым небом на специальной площадке, где хранится другая радиоактивная техника.
Состояние машины настолько плачевное, а ее внешний вид так изменился, что я не сразу понял, что передо мной легендарная ИСУ.
Сердцем этой самоходки был двигатель В-2ИС — мощный четырехтактный V-образный 12-цилиндровый дизель, выдававший 520 лошадиных сил.
Сейчас от него остались лишь воспоминания — двигатель давно разобран на запчасти.
Позже, изучая материалы в сети, мне удалось найти фотографию, на которой еще можно разглядеть номер этой машины.
Спешка, dictated радиацией
На площадке с радиоактивной техникой нельзя задерживаться надолго. Поэтому, потратив меньше минуты на осмотр САУ, мы двинулись дальше, вглубь территории, чтобы увидеть другие машины. Время было нашим главным ограничителем.
Кстати, друзья помогли отыскать еще одно архивное фото! Я много раз видел этот снимок, но никогда не замечал, что «сто тридцатая» скромно притаилась за «соткой».
Спасибо, что были с нами!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми историями и открытиями.
