Заброшенное убежище времён Холодной войны: как незнание и равнодушие приводят к гибели объектов

Мне довелось побывать в огромном заброшенном убежище, рассчитанном на полторы тысячи человек, которое находится в одном из тихих городских дворов. Я попал туда практически сразу после того, как люди его покинули — настолько недавно, что местами ещё работало электричество.

Почему убежища не сдают в аренду?

Наш канал часто получает вопросы от подписчиков: видя отчёты из разграбленных подземных сооружений, они искренне не понимают, почему эти объекты не сдаются в аренду. Так вот, некоторые всё-таки сдают. Но, как правило, из этой затеи ничего хорошего не выходит, и в итоге мы получаем ту же печальную картину разрушения.

Казалось бы, аренда защитного сооружения должна идти ему на пользу — арендатор будет содержать объект в порядке. Но на практике такие случаи — редкое исключение. Гораздо чаще всё происходит с точностью до наоборот.

Цепь небрежности и упадка

Рано или поздно, если за убежищем перестают следить собственники или передают его недобросовестным коммерсантам, которые экономят на обслуживании систем или просто не знают, как это делать, сооружение начинает буквально гнить изнутри. Вы даже не представляете, как часто причиной гибели таких объектов становится банальное незнание и пренебрежение инструкциями по эксплуатации.

В итоге арендаторы уходят, оставляя после себя умирающий объект. Он становится либо полностью непригодным для восстановления, либо требует колоссальных, многомиллионных вложений на замену всех систем жизнеобеспечения. В таком состоянии сдать его снова почти невозможно, а денег на ремонт, как вы понимаете, обычно не находится. Такие убежища «консервируют» — заваривают наглухо, после чего рано или поздно появляются охотники за металлом. Иногда они действуют украдкой, а иногда — нагло, с газовыми резаками и грузовиками, оставляя после себя лишь голые бетонные стены. Именно поэтому мы никогда не раскрываем точное местонахождение объектов из наших фотоотчётов.

Сегодня я хочу рассказать об одном из таких убежищ. Его поначалу «угробили» бывшие хозяева из-за незнания норм эксплуатации, а позже окончательно «добили» нерадивые арендаторы. Эти фотографии были сделаны в уникальный момент — практически сразу после ухода людей, ещё до того, как сюда добрались первые сборщики металлолома.

У входа одиноко стоял выносной указатель, уже никуда не ведущий.

Передо мной открылся огромный, уже пустой и замусоренный зал для укрытия людей. В случае чрезвычайной ситуации здесь плотными рядами должны были стоять двухъярусные нары, но их давно уже не было. Поразительно, но на момент моей съёмки здесь частично ещё работало освещение, добавляя сюрреалистичности картине.

В санузлах тогда ещё был водопровод, и вода сочилась фонтанами из вентилей. Кстати, это яркая иллюстрация одной из причин разрушения убежища: дренажный насос, откачивающий грунтовые воды, уже давно не работал.

Сложная система, о которой забыли

Передо мной предстала мощная фильтро-вентиляционная установка, предназначенная для очистки воздуха от радиоактивной пыли и отравляющих веществ. Но убежище — это не просто подвал, который нужно проветривать. Здесь важно понимать, когда и как это делать, какой режим вентиляции использовать в мирное время, какие заслонки должны быть открыты, какой должна быть влажность... Существует целый свод правил эксплуатации таких систем, которые, как правило, и не соблюдаются. Именно неправильная вентиляция чаще всего становится главной причиной гниения: из-за неё на потолке скапливается конденсат, от высокой влажности ржавеют металлоконструкции и оборудование, выходит из строя электропроводка.

Со стороны может показаться: «Да чего тут ремонтировать? Подкрасить — и всё!». На деле же только замена вот этих всех фильтров, чей срок годности истёк уже четверть века назад, обойдётся примерно в 2 миллиона рублей по современным ценам. И это лишь фильтры, а не вся система в сборе.

Причин разрушения, конечно, гораздо больше — вплоть до нарушения внешней гидроизоляции бетонных конструкций. Но перечислять их все нет смысла, ведь общая картина, думаю, уже ясна.

На вид целая герметичная дверь на деле была изъедена ржавчиной, а её уплотнительная резинка давно потеряла эластичность и не обеспечивала герметичность. Бетон вокруг также покрывал грибок. Ремонт такой двери — задача не из простых. Её недостаточно просто зачистить и покрасить. Подобных дверей в убежище было больше десятка, и многие находились в ещё худшем состоянии. О стоимости новых дверей я даже не буду говорить.

Сердце убежища, которое не спаслось

Мне тогда повезло застать целым и невредимым сердце любого подобного объекта — дизель-генераторную установку ДГМА-48М1-1. Эта махина мощностью 50 кВт весила почти две тонны.

К сожалению, уже спустя полтора-два года его наполовину разобрали мародёры, нашедшие убежище.

Вот всё, что от него осталось. Это фото я сделал несколько месяцев назад, когда снова оказался в том городе.

И теперь этот индустриальный красавец сохранился в целости лишь на этих фотографиях.

Конечно, эта дизель-генераторная станция уже морально устарела: её расход топлива и мощность сильно отстают от современных аналогов. И теперь детали когда-то дорогостоящего оборудования были сданы сборщиками металлолома в приёмку за сущие копейки.

Итог равнодушия

Вот так люди, ничего не понимающие в эксплуатации убежищ, не соблюдающие инструкции и не вкладывающие средства в своевременное обслуживание, приводят такие объекты в убийственное состояние. На картинках всё кажется простым, но на деле содержание каждого такого сооружения в рабочем состоянии ежегодно требует огромных финансовых вливаний. И эти деньги должны из чьего-то кармана регулярно выделяться, иначе результат всегда будет один.

На этом, пожалуй, всё. Надеюсь, мне удалось донести до вас основную мысль этого рассказа.

Спасибо, что были с нами. До новых встреч в наших следующих исследованиях.