Дорога из могильных оград: путешествие в забытый лагерь

(фото с сайта pikabu.ru)

Партнерский материал

Приветствую всех. За моими плечами уже немало экспедиций по заброшенным деревням Нижегородской области (а в планах — и вся Россия), но, помимо селений, есть и другие места, стертые временем. Жизнь и в городе, и в деревне учит: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» — и некоторые локации хранят память именно о втором.

Подготовка к походу

Давно вынашивал идею маршрута к одному историческому месту. Меня останавливало несколько вещей: я знал лишь приблизительное расположение, не имел нормального навигатора, а полагаться только на телефон в глуши — чистое безумие.

Но мечты сбываются: я раздобыл точные координаты и обзавелся навигатором Garmin Etrex 20x. Возможность исследовать такие глухие уголки появилась благодаря магазину «Тропоход» — их поддержка позволяет двигаться дальше и готовить для вас более насыщенные материалы. С этим самым навигатором я и отправился в путь — в исчезнувший исправительно-трудовой лагерь «Минеевский».

Начало пути

Оставил машину на окраине деревни, доживающей свои последние дни (о ней расскажу отдельно).

Как выяснилось, дорога к лагерю всё же существовала, хотя следы активного использования давно стерлись. Видно, что её когда-то латали, пытались поддерживать — на «Жигулях» тут не проехать, но следы стараний остались. Часть этой же дороги ведет к местному деревенскому кладбищу.

Вся трасса была «утюжена» и кое-где засыпана тем, что попадалось под руку. Обратите внимание на эти синие доски, брошенные в колеи. О них я расскажу в конце — у них оказался свой, сакральный смысл.

А вот и само кладбище. Довольно протяженное, с несколькими входами. Расположено на пригорке, поэтому там сухо, но дальше дорога к лагерю идет через заболоченную низину, где я видел множество ужей.

Болота и размышления

Местами встречаются вот такие «лесные бассейны». Они образовались потому, что трактор когда-то брал здесь грунт для отсыпки дороги к лагерю. На болотистой почве вода быстро заполнила выемки — получились мини-пруды.

Шел мимо топей и размышлял: что я там увижу? Осталось ли хоть что-то, что напоминало бы о прошлом?

Иногда дорога выходила на более сухие участки, где болото отступало. Пока путь не зарос окончательно — по нему ещё можно аккуратно проехать на УАЗе или «Ниве».

Место лагеря

Вот я и добрался. Здесь находился исправительно-трудовой лагерь «Минеевский». Он был образован в 1946 году рядом с ещё живой тогда деревней, на краю которой я оставил машину. Этот лагерь возник на месте проверочного лагеря для репатриированных военнопленных. Любопытный факт: первоначально конвоирами и надзирателями здесь служили бывшие узники того же лагеря.

Не знаю, как вам, а мне сложно представить ощущения тех, кто ещё вчера сам сидел за колючей проволокой под дулами автоматов и собаками, а сегодня уже стоял в рядах охраны. И каково было тем, кто знал, что их конвоиры — вчерашние пленные?

Рядом был создан ещё один лагерь — «Байбаш», на 450–500 человек, заключенных с большими сроками, работавших на лесоповале.

Большинство заключенных содержались на лагпункте «Центральный», занимаясь лесоповалом, работой на лесозаводе и строительством дорог. Общее число узников колебалось от 1400 до 3000, включая около 200 политзаключенных, которые в июле 1952 года были этапированы в другие лагеря.

В 1949 году в «Минеевский» перевели заключенных из отдаленного поселка. Все три лагпункта связывала узкоколейная железная дорога. При лагере возникли два поселения для вольных: «Центральный» и «Управление» (в километре от деревни, где я оставил машину). В июне 1953 года лагерь был ликвидирован.

Жутко… Жутко было попасть в плен к фашистам, выжить, вернуться домой — и снова оказаться за колючей проволокой. Что чувствовали солдаты, которые не смогли пустить себе пулю в висок, попав в фашистский плен? Они шли домой, мечтая о свободе, но…

Сейчас уже невозможно разглядеть, что здесь когда-то был лагерь. Но, думаю, стоит взять в руки металлоискатель — и земля сама расскажет историю через находки. Возможно, я вернусь сюда с прибором.

Дорога из могильных оград

Проходя обратно мимо кладбища, я с одной стороны от него, как это часто бывает, увидел свалку, на которой валялась старая деревянная ограда с могилы. Узнаете дощечки, которыми мостили дорогу в начале пути?

Дорогу мостили старой могильной оградой. Этот факт не выходил у меня из головы почти всю обратную дорогу домой. Чтобы проехать на кладбище или, может, в лес за дровами, в ход пошли доски с ограды покойного. Вроде бы, просто доска… но это не просто доска. Это часть могилы, на которую, возможно, смотрел лик усопшего с фотографии.

Не знаю, как выразить свои чувства до сих пор, но это путешествие я запомню надолго.

Читайте также:

- Исчезнувший поселок строителей?‍? \ Назад в СССР

- Зловещая заброшенная деревня??? \ Есть дома – заходи и живи ?

- Как построить избу в лесу без опыта в строительстве \ Добрая изба руками друзей

Большое спасибо, что дочитали до конца. Буду вам очень признателен, если вы поставите лайк данной статье и поделитесь ей в своих соц сетях (нажав на логотип соц сетей слева), чтобы и другие люди могли увидеть хороший материал.

Буду так же рад видеть ваши письма на почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.