Заброшенные заводы — это настоящие капсулы времени. Заходя в их пустые цеха и кабинеты, я часто нахожу предметы, оставленные работниками много лет назад. Они покрыты слоем пыли, ржавчины и паутины, но в них всё ещё живёт дух ушедшей эпохи.
Время накладывает на эти вещи особый отпечаток, превращая обычные когда-то предметы быта и труда в настоящие артефакты. Многие из них, спустя более тридцати лет после распада СССР, уже начинают стираться из нашей коллективной памяти. Сегодня я хочу поделиться с вами небольшой коллекцией интересных находок, которые мне удалось обнаружить в одном заброшенном заводе на Урале. Это вещи в основном периода позднего Союза.
1. Обогреватель «Рубин-1М»
Первой находкой в кабинетах заброшенного завода стал старый советский обогреватель, который также выполнял роль электрокамина. Модель «Рубин-1М» была довольно экономичной — её мощность составляла всего 800 Вт, но этого хватало, чтобы прогреть комнату площадью до 20 квадратных метров.
Это был простой, надёжный и практически «вечный» прибор, типичный для советского производства. Пожалуй, единственным его существенным недостатком была повышенная пожароопасность при неаккуратном использовании.
2. Радиола «Рекорд-68-2»
Передо мной легендарная сетевая ламповая радиола. «Рекорд-68-2» производился на Бердском радиозаводе (ПО «Вега»), который, к сожалению, уже давно закрыт.
Такие проигрыватели стояли во многих советских домах. Этот конкретный экземпляр когда-то скрашивал музыкой рабочие будни инженеров в одном из проектных отделов завода.
3. Телетайп Т-63
Это телетайп Т-63, произведённый в ГДР. Модель Т-63 могла печатать как на рулонной бумаге, так и на перфоленте для последующей автоматической передачи данных. Часто такие аппараты выпускались в виде целых столов-конторок, как на фотографии, хотя существовали и более компактные настольные версии в съёмных корпусах.
Устройство было простым и удобным, а скорость передачи достигала 400 знаков в минуту. Достаточно редкая находка, которую, к большому сожалению, кто-то сломал, вероятно, пытаясь добыть несколько граммов драгоценных металлов из его корпуса.
Дополнено Владимиром Агаповым (из комментариев)
4. Калькулятор МК-56
Советский программируемый калькулятор второго поколения МК-56 — один из последних таких приборов, выпущенных незадолго до распада СССР.
Довольно шустрая для своего времени машинка: память на 98 команд и 14 регистров, быстродействие до 5 простых операций в секунду. Жаль только, что при каждом выключении калькулятора вся память безвозвратно очищалась.
5. Радиоприёмник «Сибиряк-303»
Перед вами советский трёхпрограммный радиоприёмник «Сибиряк-303», который выпускался заводом низковольтной аппаратуры в Новосибирске.
Неплохой, увесистый (целых 1,5 килограмма!) проводной приёмник. Такие модели довольно часто встречаются на предприятиях, которые прекратили свою деятельность в начале девяностых или в «нулевые» годы.
6. Счёты
Ирония времени: в одном кабинете я нашёл программируемые калькуляторы, а в другом — классические деревянные счёты. Попробуйте угадать, каким инструментом пользовались в бухгалтерии...
7. Пишущая машинка «Ятрань»
Эту сцену сложно назвать иначе как вандализм. Кто-то с невероятной силой швырнул пишущую машинку «Ятрань» оземь, безвозвратно сломав её. Откуда в людях берётся такая жажда бессмысленного разрушения? Машинку действительно жалко — это достаточно редкая модель, и найти её в хорошем состоянии — большая удача.
8. Тепловентилятор «Климат»
Винтажный бытовой электротепловентилятор «Климат» мощностью 1250 ватт. Похоже, что даже в рабочее время в этом заводском здании было довольно прохладно. Различные обогреватели я встречал практически в каждом кабинете.
9. Ещё одна пишущая машинка
Ещё одна находка — пишущая машинка с раскладкой, уже близкой к современной. К сожалению, точную модель определить не удалось.
Вот такая небольшая коллекция артефактов ушедшей эпохи. Если бы эти вещи сохранились в хорошем состоянии, их можно было бы забрать для какого-нибудь музея техники или советского быта. Но в их нынешнем, часто повреждённом виде, они, увы, не представляют особой музейной ценности, оставаясь лишь немыми свидетелями прошлого.
