Более 160 многоквартирных домов и два десятка общежитий в Припяти уже больше двадцати лет стоят заброшенными. После катастрофы 1986 года в некоторых квартирах еще оставались люди — ликвидаторы и те, кто обслуживал предприятия. Но сейчас, в 2019 году, эти многоэтажки наполнены лишь однообразной пустотой и сыростью. Среди тысяч холодных, безжизненных квартир сегодня можно наткнуться либо на «сталкерские» пристанища, о которых мы уже рассказывали, либо на следы «мародерских» лагерей. О последних и пойдет речь.
В каждом нашем походе мы обязательно находим время, чтобы исследовать новый, еще незнакомый дом. Бродим по квартирам, разглядываем вещи, оставшиеся от прежних жильцов. В одной из таких вылазок нам посчастливилось обнаружить настоящую мародерскую квартиру из 90-х. Те люди проникали в зону нелегально и, судя по всему, не особо боялись быть пойманными. В те годы Припять была не так сильно заросшей, но охранялась. Их временное жилище выглядело мрачно: тесная комната без окон, кровати, поставленные вплотную, на полу — старые консервные банки, керамические тарелки, ржавые столовые приборы. Зачем же они сюда приходили, если, казалось бы, всё ценное уже давно вывезли и захоронили? Ответ, думаю, очевиден: их целью был металл. Медь и алюминий всегда были в цене. Работа мародера мало чем отличалась от труда рабочего с обанкротившегося завода. Сначала снимали легкодоступную проводку, а когда она заканчивалась, брались за громоздкое оборудование — например, за силовые установки из машинных отделений лифтов. Вытаскивали всё, что можно, но в основном — подвесные кабели. Со временем и они закончились. Мародеры уходили довольные, а город постепенно опустошался — ведь расхищение имущества велось не только нелегально, но и официально.
Следы в подъезде
Зайдем, к примеру, в подъезд дома на улице Сержанта Лазарева, 7. Стены обшарпаны, перила спилены на металл. Самое примечательное здесь — блоки почтовых ящиков, пустые и распахнутые.
Интересно, зачем понадобилось выпиливать такие, казалось бы, малозначительные детали, как перила? Неужели кто-то готов был подниматься на верхние этажи ради сомнительной выгоды? Скорее всего, это уже работа «второй волны» металлистов, когда легкой добычи почти не осталось.
Грохот в ночи и падающие лифты
Раньше я не задумывался, почему во всех домах лифты застряли. Но, погрузившись в тему и пообщавшись с очевидцами событий 90-х, узнал одну жутковатую деталь. Вот как описывают это свидетели:
— Сидишь ночью на крыше или в квартире. В городе тишина... Но ненадолго. Её разрывает звук, похожий на пронзительный свист, а затем — оглушительные взрывы. Напоминает сброс авиабомб.
— Что это было?
— Черметчики тросы рубят, лифты в домах падают.
Мы ни разу не встречали дом, где лифт остался бы в подвешенном состоянии с неповрежденным оборудованием. Нам сразу сказали: так теперь везде.
Повсюду — лишь зияющие пустотой шахты и взломанные двери машинных отделений.
Одинаковая картина
На Проспекте Строителей, 32, ситуация точно такая же.
Кое-где еще сохранились кнопки вызова.
В машинных залах можно увидеть только останки лебедок с канатоведущими шкивами.
Вот и разгадка, почему в Припяти все лифты оказались «застрявшими». Их просто уничтожили ради металла.
Публикация по теме: Как люди восстанавливают квартиры в г. Припять Чернобыльской зоны отчуждения?
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
