Мне довелось не раз побывать в Припяти, и каждый раз, гуляя по её безлюдным улицам, я испытывал смешанные чувства. Сложно осознать, как в одно мгновение перевернулись сотни человеческих судеб, а целый город и множество сёл были отданы на волю природы, превратившись в зону отчуждения.
А ведь у Припяти было грандиозное будущее! Это был молодой, стремительно растущий город. Жильё для специалистов атомной станции возводилось ударными темпами, особенно в преддверии скорого запуска третьей очереди ЧАЭС. Средний возраст его жителей составлял всего 26 лет — это были полные энергии люди, которые создавали семьи, растили детей и строили свою жизнь.
Последним построенным районом стал пятый микрорайон, а следующим на очереди был шестой. Перед самой аварией уже подготовили огромную площадку на песчаном плато для возведения целых новых жилых массивов. Чтобы связать будущий шестой микрорайон с центром, начали сооружать мост через Яновский затон.
После катастрофы на ЧАЭС это самое песчаное плато превратили в пункт временной локализации радиоактивных отходов, попросту говоря — в могильник. Основную массу отходов там составляет загрязнённый радионуклидами грунт. Ниже я приложил карту, на которой видно, как планировалось развивать город.
Живое отражение: город Курчатов
Но что, если не фантазировать, а попробовать увидеть, как примерно могла бы выглядеть Припять сегодня? Ответ на этот вопрос даёт город Курчатов.
Путешествуя по стране, я однажды оказался и здесь. Курчатов — типичный атомоград, выросший вокруг Курской АЭС, которая является практически копией Чернобыльской.
Курчатов производит впечатление очень уютного и благоустроенного провинциального города. Здесь есть всё для комфортной жизни: нет пробок и суеты, магазины — в шаговой доступности. Первое, что бросилось в глаза, — почти полное отсутствие на улицах старого, разбитого автопрома. Жители в основном ездят на иномарках или новых моделях ВАЗ, что, видимо, говорит о неплохом уровне доходов.
Жилая зона города вытянута на 5 километров с запада на восток и всего на 800 метров с севера на юг. Особенность Курчатова — отсутствие частного сектора и протяжённая застройка вдоль берега пруда-охладителя АЭС, часть города даже находится в его водоохранной зоне.
Как пишут в местных газетах, это один из самых благоустроенных и красивых городов области. Ориентироваться здесь легко благодаря чёткой квартальной планировке, широким бульварам и улицам.
Сейчас в городе шесть микрорайонов, и уже строится новый с современными домами.
Прогулка по набережной и неожиданная встреча с прошлым
В тот день я решил прогуляться по центру, а точнее — по набережной у пруда-охладителя. Меня сразу порадовали стильные фонари на аллее, выполненные в виде тепловыделяющих сборок (ТВЭЛов) для реактора — очень оригинальная и тематическая задумка!
Идя по набережной, я заметил странный плакат... Такая же надпись была на девятиэтажке в Припяти, между двумя знаменитыми «гербовыми» шестнадцатиэтажками. «Что за прикол?» — подумал я. Оказалось, всё просто: в городе как раз шли съёмки нового фильма о чернобыльской трагедии — нашего ответа на сериал HBO. Как я позже узнал, режиссёром и, видимо, одним из участников съёмок был Данила Козловский.
Благодаря такому стечению обстоятельств у меня появилась уникальная возможность — хоть на мгновение, но взглянуть на ту самую, живую Припять. Увидеть её не как музей под открытым небом, а как настоящий город с людьми, детьми, почувствовать атмосферу того времени.
Центральная часть набережной хорошо обустроена: есть дорожки, освещение, лавочки, спортивные площадки. Похоже, по вечерам здесь собирается вся местная молодёжь.
Реквизит, переносящий в 1986 год
На набережной выстроился целый парад ретро-автомобилей, задействованных в съёмках. Приятно было видеть, что машины в отличном состоянии — можно было рассмотреть ещё «живые» экземпляры той эпохи.
Для полного погружения в атмосферу поставили киоск «Союзпечать», заставленный печатной продукцией тех лет — газетами и журналами.
Получилось очень достоверно, вплоть до марок на обложках.
Свежие выпуски газет... Кстати, в почтовых ящиках самой Припяти мы тоже находили газеты. Они пролежали там 33 года, и последний раз их брал в руки почтальон. Авария случилась в выходной, многие жители были на дачах и просто не успели забрать прессу за 25 апреля.
На одной из стелл для съёмок натянули плакат, имитирующий советскую мозаику. Со стороны выглядело настолько правдоподобно, что я не заметил подвоха, пока не подошёл вплотную.
Реквизита было много: даже фонарные столбы заменили на старые. По его количеству в этом месте было ясно, что здесь снимали ключевые сцены будущего фильма.
К каждой машине можно было подойти, потрогать, заглянуть внутрь — никто не возражал.
Если мысленно убрать кондиционеры и пластиковые окна на фасадах, то некоторые кадры можно было принять за снятые в далёком 1986 году...
К советскому реквизиту подошли серьёзно: даже стенгазету соорудили.
Старый ЛИАЗ тоже участвовал в съёмках. Именно на таких автобусах происходила эвакуация жителей Припяти. Кстати, вывезли весь город менее чем за три часа. Остались только те, кто выполнял свой долг.
Продолжая прогулку, я увидел два автомата с газировкой, поставленных для антуража. Очень красивые, пахнут свежей краской, жаль, что не рабочие.
На лужайке вдоль Пионерской улицы расставили копии стелл и плакатов — точь-в-точь как те, что стояли в парке Припяти за колоннадой ДК «Энергетик» на аллее Ленинского Комсомола.
На этих плакатах рассказывалось о будущем города — о будущем, которому так и не суждено было сбыться.
А здесь, видимо, был небольшой магазинчик. Поскольку дверь у него была современная, пластиковая, вход прикрыли плакатом с поздравлениями к Первомаю.
Впечатления и итоги
Что я могу сказать в итоге? Курчатов очень напоминает Припять, а мне невероятно повезло попасть сюда именно во время съёмок. Это добавило прогулке особого, почти мистического антуража. Сам город Курчатов оставляет впечатление уютного, чистого и благополучного места, где людям нравится жить, и это радует. У меня осталось ещё много неопубликованных материалов о Курчатове. Если вам было интересно, пишите в комментариях — и я обязательно подготовлю новую статью.
Об атомной станции у нас на канале есть отдельный материал, рекомендую к прочтению. На этом у меня всё, спасибо за внимание!
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
