Забытый полустанок у озера Асцо: где раньше проносились международные поезда

Хочу поделиться с вами впечатлениями от одного удивительного места — небольшой, но невероятно живописной платформы под названием остановочный пункт 439 км. Находится он в Псковской области, на Витебском направлении Октябрьской железной дороги, в самой что ни на есть глубинке.

Заранее отвечаю возможным критикам: да, я в курсе, что технически это остановочный пункт, а не полустанок. Но в народной традиции такие уединённые остановки как раз и зовутся полустанками, и это название как нельзя лучше передаёт атмосферу этого места.

Место на карте железных дорог

Эта платформа расположилась между более крупными станциями Новосокольники и Невель. Раньше, до прекращения международного сообщения, мимо неё пролегал путь нескольких поездов дальнего следования из Санкт-Петербурга. Практически все составы, отправлявшиеся с Витебского вокзала за границу (не считая прицепных вагонов до Риги) и с Московского вокзала в Калининград, проходили именно здесь.

От Северной столицы до этого уголка — примерно семь часов пути. Само собой, скорые и пассажирские поезда здесь не делали остановок — они тормозили только на основных станциях. Большинство составов проносилось мимо этого идиллического места на берегу озера в тёмное время суток, и лишь немногие пассажиры могли разглядеть его красоту из окна.

По этим рельсам когда-то мчались составы в Беларусь, Украину, Молдову и, конечно, в Калининградскую область, что подразумевало и транзит через Литву.

Деревня Отрадное и её окрестности

Сам остановочный пункт находится рядом с деревней Отрадное в Новосокольническом районе. На машине от райцентра Новосокольников сюда можно добраться за 15 километров. Дорога до деревни асфальтирована, а дальше начинается обычная грунтовая дорога. Пригородный поезд, который курсирует всего два раза в неделю, довезёт вас до Новосокольников за 21 минуту, а до Невеля — примерно за час.

Раньше на этой линии работал рельсовый автобус РА-1, а что ходит сейчас — мне, честно говоря, неизвестно. Озеро, на берегу которого стоит полустанок, носит название Асцо. Любопытно, что в радиусе 30 километров есть несколько озёр со схожими именами: Ашо, Язно, Ущо.

Загадка знака и надежды на будущее

Есть здесь одна интересная деталь: знак «остановка локомотива» установлен не у самой платформы, а чуть в стороне, за переездом. Возникает вопрос: где же на самом деле делает остановку рельсовый автобус? Высаживает ли он пассажиров прямо на дорогу или всё-таки на оборудованную остановку? Ещё несколько фотографий этого места я собрал в небольшую галерею.

Остаётся надеяться, что в этом году по этим путям снова пойдут поезда дальнего следования за рубеж. А вот что касается пригородного сообщения, то веры в то, что поезда станут ходить чаще двух раз в неделю, у меня, к сожалению, совсем нет.