Мифы о лазейках в водоохранном законодательстве: почему избежать штрафа у воды практически невозможно

Фото: Пашеничев Александр

Сейчас в интернете активно распространяются публикации, которые, хотя и не отличаются глубоким профессионализмом, ловко подхватывают хайповую тему. В них утверждается, будто в законодательстве о водоохранных зонах существуют хитрые лазейки, позволяющие легко обойти требования и оставить инспекторов с носом. Особенно часто обсуждается знаменитое ограничение в «200 метров до воды»...

Теория против практики

Многие авторы таких статей, да и некоторые комментаторы под моими материалами, активно ссылаются на различные реестры, кадастры, статьи законов и постановления правительства. Однако!… Почти никто в своих теоретических рассуждениях не обращается к реальной правоприменительной практике. Я же решил это исправить и обратился за разъяснениями к своему другу, который работает старшим инспектором Рыбоохраны. Его опыт оказался куда более показательным, чем любые умозрительные построения.

Главный принцип: водоохранные зоны есть везде

Первое и самое важное: все природные водоемы в России по всей протяженности берега имеют водоохранные зоны (ВОЗ)! Без каких-либо исключений. И это не зависит от того, внесены они в какие-то реестры или нет, установлены ли на местности информационные знаки. Об этом прямо и недвусмысленно говорится в пункте 1 статьи 65 Водного кодекса РФ. А пункт 4 той же статьи дает четкий алгоритм определения ширины этой зоны в зависимости от длины реки или ручья. Для предварительной оценки достаточно посмотреть длину водотока даже в открытых источниках вроде «Википедии»…

Как видите, в самой статье кодекса нет ни слова о том, что ВОЗ должны быть предварительно внесены в какие-то списки или реестры, чтобы их требования стали действующими. Водный кодекс РФ — это первичный документ, и его нормы имеют высшую силу! Все остальное — кадастры, реестры, информационные таблички — носит вторичный, вспомогательный характер.

Новые документы и суровая реальность

Безусловно, инспекторы отмечают активность законодателей и правительства в сфере установления границ ВОЗ. Речь идет о сравнительно свежих документах: Постановлении Правительства РФ № 1560 от 14.12.2018 и Федеральном законе № 342 от 03.08.2018. В них действительно можно найти формулировки, которые дают надежду тем, кто хочет оспорить претензии. Но ключевая проблема в том, что избежать протокола и штрафа на сегодняшний день практически нереально. Реальная практика складывается следующим образом:

  1. Инспекторы на местах далеко не всегда проинформированы своим руководством об изменениях в законодательной базе (возможно, это происходит не везде). Поэтому даже в середине 2019 года они спокойно и уверенно руководствуются теми нормами, которые применяли всегда: пунктами 1, 4, 6, 13 и 15 статьи 65 Водного кодекса РФ.
  2. Как следствие, все доводы, основанные на Постановлении №1560 или ФЗ №342, инспекторами на месте просто игнорируются. Они с чистой совестью продолжают свою рутинную работу по фиксации нарушений. Теоретически, эти аргументы можно попытаться представить в суде, но и там нет никакой гарантии успеха — судебный процесс носит состязательный характер, а правоприменительная практика в России отличается большой инерционностью.

Взгляд изнутри: почему инспекторы тоже ждут перемен

Однако мой собеседник отметил и другой важный момент. Когда новая правоприменительная практика с учетом этих документов (ПП №1560 и ФЗ №342) все-таки начнет складываться, сами инспекторы скажут спасибо тем, кто сумел пробить эту стену и оспорить их протоколы.

Объяснение простое: реальное введение в действие новых норм снимет с инспекторов огромный пласт часто абсолютно бесполезной, конфликтной работы, которая приносит больше негатива, чем реальной пользы природе. Но пока об этом говорить преждевременно. Если вы не чувствуете в себе готовности и сил ради всех нас «пробивать стену» и становиться первопроходцем в судах, то единственным надежным ориентиром для вас должна оставаться статья 65 Водного кодекса РФ.

Читайте в блоге:

1. Как сохранить свои деньги при встрече с Рыбнадзором

2. Ближайшие три года новых налогов на рыбалку не будет!

3. Экономика рыбалки на примере катушки Shimano Twin Power