Фото: Пашеничев Александр
Сейчас в интернете можно встретить множество публикаций, которые, хотя и не отличаются глубоким профессионализмом, но ловко подхватывают модные тенденции и выдают одну сенсацию за другой. В них часто говорится о якобы существующих лазейках в законодательстве о водоохранных зонах, которые позволяют легко обойти требования и оставить инспекторов ни с чем. Особенно много шума вокруг знаменитого ограничения в «200 метров от воды».
Теория против практики
Многие авторы таких материалов, да и некоторые комментаторы под моими статьями, ссылаются на различные реестры, кадастры, статьи законов и постановления правительства. Однако в своих теоретических рассуждениях они почти никогда не обращаются к реальной правоприменительной практике. Я же решил разобраться в этом вопросе на практике и обратился к своему другу, который работает старшим инспектором Рыбоохраны.
Главное правило: водоохранные зоны есть везде
Первое и самое важное, что нужно понять: все природные водоемы в России имеют водоохранные зоны (ВОЗ) по всей длине береговой линии. Это правило не знает исключений. Неважно, внесен водоем в какой-либо реестр или нет, стоит ли на берегу информационная табличка или ее нет. Это прямо следует из Водного Кодекса РФ, статья 65, пункт 1.
А в пункте 4 той же статьи определяется способ расчета ширины этой зоны в зависимости от длины реки или ручья. Чтобы самостоятельно оценить масштаб, достаточно посмотреть длину интересующей вас речки даже в открытых источниках вроде Википедии.
Как видите, в самом Кодексе нет ни слова о том, что водоохранная зона должна быть предварительно внесена в реестр или как-то официально обозначена, чтобы инспектор мог применить к ней закон. Водный Кодекс РФ — это первичный документ, и его требования являются основополагающими. Все остальное — реестры, кадастры, информационные знаки — имеет вторичное, вспомогательное значение.
Новые документы и суровая реальность
Безусловно, инспекторы отмечают, что законодатели и правительство предпринимают шаги по формализации границ ВОЗ. Речь идет о сравнительно новых документах: Постановлении Правительства РФ № 1560 от 14.12.2018 и Федеральном законе № 342 от 03.08.2018. В них действительно можно найти формулировки, которые дают надежду тем, кто хочет оспорить претензии инспекторов. Однако на сегодняшний день проблема в том, что избежать протокола и штрафа на практике почти нереально.
Текущая ситуация складывается так:
1. Инспекторы на местах зачастую еще не получили от своего руководства разъяснений об изменениях в законодательной базе (возможно, это происходит не везде). Поэтому даже в середине 2019 года они совершенно спокойно продолжают руководствоваться теми нормами, которые использовали и раньше: пунктами 1, 4, 6, 13 и 15 статьи 65 Водного Кодекса РФ.
2. Как следствие, все доводы, основанные на Постановлении №1560 или ФЗ №342, инспекторами просто игнорируются. Они со спокойной совестью продолжают свою рутинную работу по фиксации нарушений. Теоретически, эти аргументы можно попытаться привести в суде. Но гарантий, что они сработают именно так, как вам хочется, нет — судебный процесс носит состязательный характер, а правоприменительная практика в России меняется очень медленно и инерционно.
Взгляд в будущее
Однако мой собеседник отметил и другую сторону медали. Когда новая правоприменительная практика с учетом этих документов (ПП №1560 и ФЗ №342) все-таки начнет формироваться, сами инспекторы скажут спасибо тем, кто сумел пробить эту стену и оспорить их протоколы.
Объяснение простое: реальное внедрение новых норм и правил снимет с инспекторов огромный пласт часто абсолютно бесполезной, конфликтной работы, которая приносит больше негатива, чем реальной пользы для экологии. Но пока об этом говорить преждевременно. Если вы не чувствуете в себе готовности и сил, чтобы ради всех нас пробивать эту стену и участвовать в создании новой судебной практики, то единственным надежным ориентиром для вас должна оставаться статья 65 Водного Кодекса РФ.
Читайте в блоге:
1. Как сохранить свои деньги при встрече с Рыбнадзором
2. Ближайшие три года новых налогов на рыбалку не будет!
3. Экономика рыбалки на примере катушки Shimano Twin Power
