Поезд Петербург – Ижевск: как изменился состав за три года и почему теперь не страшно брать билет на верхнюю полку

Раньше я не считал поезд №131 из Петербурга в Ижевск чем-то выдающимся. Пару лет на нем не ездил, а в памяти остались старые вагоны, духота и прочие мелкие неприятности. Но недавно решил дать ему второй шанс и купил билет из Северной столицы в Москву. Взял место наверху, хотя знал, что проведу путь внизу – так часто бывает, когда хочется комфорта, но не хочется переплачивать за нижнюю полку.

Новые вагоны от Тверского вагоностроительного завода – такие же курсируют в составе поезда Петербург – Ижевск. Фото: Кирилл Балберов

Билет за 1555 рублей: выгодно и удобно

Поезд относится к Горьковскому филиалу ФПК, а бригада – из Ижевска. На отрезке Петербург – Москва он идет по удобному дневному расписанию: отправление в 13:33, прибытие в 22:27. Дальше, до самого Ижевска, ему предстоит путь почти в сутки.

В обратном направлении из Москвы в Петербург это отличный ночной вариант: выезжаешь в 22:16, а к утру, в 06:16, уже на месте. Состав ходит через день, чередуясь с челябинским поездом. В Петербурге его обслуживают на Ладожском вокзале.

В день моей поездки ажиотажа не было. Дневные рейсы из Петербурга в Москву шли полупустыми, хотя «Сапсаны» были забиты под завязку. Из нескольких вариантов я выбрал ижевский – просто потому, что время отправления было для меня самым удобным. За 1555 рублей взял 30-ю верхнюю полку в восьмом купейном вагоне. Покупал билет почти перед самым отправлением, так что шансов ехать в одиночестве почти не оставалось.

Ладожский вокзал: как испортили лицо города

Ладожский вокзал, где я не был года три, изменился до неузнаваемости. Честно говоря, петербургские власти за последние 5–6 лет умудрились превратить часть города в карикатуру на провинцию. Не то чтобы провинция всегда плоха – она бывает и прекрасной, – но то, что сделали с вокзалом, вызывает грусть.

Раньше здание вокзала было видно издалека.

Раньше здание вокзала было архитектурной доминантой района, а теперь оно буквально потерялось среди безвкусных стеклянно-бетонных торговых и бизнес-центров, выросших вокруг.

Проход к вокзалу. Видите, он торчит там вдалеке?

Вокруг – стихийная парковка, хотя на втором этаже вокзала есть нормальная крытая стоянка. Всё выглядит неухоженным и потихоньку разваливается.

Вход в вокзал – это стеклянный коридор, который виден справа на фото.

Говорят, бывшему губернатору Полтавченко было не до городского хозяйства – он больше думал о молитвах и крестных ходах.

Вот такая здесь теперь обстановка.

Купе как мини-офис: работа в пути

Пробравшись через этот хаос, я сел в поезд буквально за пять минут до отправления. В тот день из-за ремонтных работ график сдвинули: поезд ушел на 10 минут раньше и шёл по измененному маршруту.

Пока шёл вдоль состава, заметил, что все вагоны – новые или почти новые, производства Тверского вагоностроительного завода. А это значит: биотуалеты, кондиционеры и розетки почти везде. Проводница подтвердила – в этом составе все вагоны свежие. В других составах ещё встречаются старые, но уже после капремонта.

Пассажиров в вагоне было мало. Многие купе пустовали, в некоторых ехали всего один-два человека. Всё было чисто и аккуратно.

На столе лежала свежая салфетка. Я быстро организовал себе мини-офис: благо, в купе была розетка под столом.

Сразу понял, как далеко шагнул прогресс. Лет 10 назад мы радовались одной розетке на вагон, а теперь и одной на купе уже мало. Телефон, раздававший Wi-Fi, быстро садился, и приходилось выбирать, что заряжать – смартфон или ноутбук. И это я ехал один. А если бы нас было четверо?

Никаких излишеств вроде поездного радио или рекламных листовок на столе не было. Мне это и не нужно. В купе был телевизор, но он не работал. До сих пор не понимаю, зачем ТВЗ ставит их в вагоны, а ФПК покупает. Может, у кого-то родственник производит телеки?

Проводница после отправления не заходила – ни проверять билеты, ни предлагать чай. Через полчаса я сам к ней сходил и купил всё необходимое. Кстати, на подстаканниках здесь явно сэкономили.

Красивые виды и мороженое от ФПК

А тем временем поезд пересёк Неву.

И вышел на прямую Октябрьскую магистраль до Москвы.

Вот на дневном обслуживании стоят «ночники» – двухэтажные составы, «Мегаполис», «Экспресс» и другие поезда.

А вот новые «Кресты» в Колпино. СИЗО ещё не успели открыть, а он уже погряз в скандалах – и коррупционных, и о нарушениях прав задержанных. Но это уже другая история.

Как я уже упоминал, в тот день график был изменён. Через час с небольшим мы на 30 минут застряли в Любани, пропуская «Сапсаны», а потом пошли по левому встречному пути. Интересно, что правый путь не пустовал – в какой-то момент нас обогнал «Невский экспресс».

За окном мелькали рабочие вагоны, маляры, красившие знаменитый зелёный забор, который тянется вдоль всей трассы от Москвы до Петербурга.

На улице было +26, в купе дул приятный тёплый воздух. Скоро подъехали к самым живописным участкам пути – мостам через Волхов и Мсту. Сфотографировать, к сожалению, не успел, поэтому фото не моё.

Потом прошла женщина, продававшая нижегородское мороженое. У меня не было наличных, и мне предложили оплатить картой – вот это сервис! Мороженое оказалось вкусным и, что удивительно, с логотипом ФПК – значит, торговали легально, не из-под полы.

Чистота как в Макдональдсе

Доехали до станции Бологое. Обычно там стоянка 25 минут, а в тот день стояли всего 12. Я успел сбегать за пирожком в вокзальный буфет – он, кстати, вполне приличный. Любителям железных дорог на заметку: в киоске на станции продают интересные магниты с «Сапсанами» и паровозом, который ходит по субботам с пригородным поездом Бологое – Осташков.

Ровно в 18:00 тронулись дальше. Ск начало темнеть. Впереди были ещё две короткие остановки – в Вышнем Волочке и Твери (по 1–2 минуты) и получасовая стоянка в Калашниково, чтобы пропустить «Сапсан». Самое время вздремнуть.

Туалеты были чистыми.

Как раз недавно читал, что проводников обязали проверять состояние туалетов каждый час и подписывать специальный лист. Впервые увидел такой вживую. Прям как в Макдональдсе – всё по графику.

В какой-то момент в вагоне сломались туалеты – загорелись красные лампочки. Пришёл начальник поезда. Пока он с проводницей разбирался, я сходил в соседний вагон и вернулся не с пустыми руками. Там продавали бумажный конструктор двухэтажных вагонов. За 300 рублей я получил отличное развлечение на пару часов и красивую модельку на полку. Вот здесь – обзор.

В Москву поезд прибыл точно по графику. Удивительно, но проводница не забрала у меня перед прибытием бельё и стакан из подстаканника, хотя на моё место должны были сесть новые пассажиры. Я, конечно, собрал всё сам и отнёс ей в купе уже на выходе. Но если бы не моя сознательность, людям пришлось бы заходить в неубранное купе.

В целом, впечатления от поездки остались скорее положительные. Относительно новые вагоны, работающая вентиляция (я проверил – даже с закрытым окном не было душно), розетки, биотуалеты. Ненавязчивый сервис и удобное расписание в обе стороны.

Теперь я не боюсь этого поезда. За последние три года здесь многое изменилось к лучшему – и в купейных, и в плацкартных вагонах.

Кстати, на сайте Туту.ру у поезда оценка 8.0 – очень неплохо!

Скриншот с Туту.ру.