Хочу рассказать об одной удивительной разработке времён позднего СССР, эпохи, которую часто называют застоем. Тогда на оборонные нужды и военные исследования выделялись колоссальные средства, и однажды от партии поступил чёткий приказ: создать принципиально новую самоходную установку для разминирования. Задача была непростой — нужно было найти способ быстро и безопасно очищать минные поля.
Как говорилось в то время: «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!» И работа закипела. Инженеры и конструкторы взялись за карандаши и ватманы, начался поиск оптимального решения.
После множества экспериментов и расчётов был выбран радикальный метод — упреждающее уничтожение мин с помощью объёмной детонации. Суть в том, чтобы создать мощнейший взрыв на поверхности, который бы детонировал все взрывчатые вещества в зоне поражения. Для реализации этой идеи взяли проверенное шасси танка Т-72. Так родилось «Изделие 190», а единственный опытный образец получил звучное имя «Гобой».
Кстати, для справки: гобой — это духовой музыкальный инструмент, один из самых сложных для освоения. Видимо, название отражало сложность и уникальность самой машины.
Как работал этот огненный гигант
Принцип действия «Гобоя» был одновременно простым и устрашающим. Специальные сопла, установленные на башне, выстреливали на расстояние до 18 метров облако мелкодисперсной горючей смеси. Эта аэрозольная взвесь проникала буквально во все щели и даже в верхние слои грунта, заполняя собой всё пространство.
Затем в это подготовленное облако запускался подрывной снаряд. Происходила так называемая объёмная детонация — чудовищной силы взрыв, который выжигал и уничтожал всё на своём пути: и живую силу, и технику, и, что самое главное, любые мины, скрытые в земле.
После одного такого огненного выдоха машина оставляла за собой чистый коридор длиной около 12 метров и шириной до 6 метров. Угол наклона сопел можно было менять, регулируя таким образом дальность распыления смеси.
Внушительный бак ёмкостью 2140 литров горючего позволял «Гобою» проделать единый проход протяжённостью до 320 метров, что делало его потенциально очень эффективным средством прорыва через заминированные территории.
Печальный финал проекта
К сожалению, судьба у «Гобоя» оказалась недолгой. К 1990 году финансирование оборонных проектов стало резко сокращаться, страна стояла на пороге больших перемен. Программу по созданию этой уникальной машины свернули, а единственный опытный образец отправили на вечную стоянку, где он и находится по сей день.
Отдельная благодарность автору фотографий — Блаженко Павлу (Sti-Pashka), который запечатлел этого стального ветерана. Его снимки позволяют нам увидеть машину такой, какая она есть сейчас.
Среди инженеров и военных, знакомых с проектом, ходит одна занятная история. Говорят, будто главный конструктор «Гобоя» в отчаянии обращался к Михаилу Горбачёву с просьбой запустить машину в серию: «Дайте мне с десяток таких установок, и я вам весь Афганистан выжгу!» Но, как известно, в те годы возобладали другие, более «гуманные» соображения, и проект так и остался в единственном экземпляре — памятником инженерной мысли и ушедшей эпохи.
