Прогуливаясь по Берлину, можно заметить удивительное архитектурное разнообразие — от старинных построек и типичных панельных домов до ультрасовременных зданий. Однако моя знакомая обратила внимание на одну любопытную деталь, характерную для довольно неприметных на первый взгляд многоквартирных домов, возведённых в XX веке (хотя точный период их постройки установить сложно).
Над каждым входом в подъезд таких зданий закреплена необычная фигурка — иногда это изображение животного, а иногда стилизованная человеческая фигура.
Зачем же их устанавливали? У меня есть несколько предположений, но сразу оговорюсь: все они носят неофициальный характер, и точного ответа я не знаю. Однако некоторые гипотезы кажутся более правдоподобными, другие — менее.
Версия первая: маловероятная
Согласно этой гипотезе, каждая фигурка могла быть связана с жильцами конкретного подъезда — что-то вроде семейного или домового символа. Однако эта версия выглядит сомнительной, особенно для XX века: в многоквартирных домах вряд ли кто-то задумывался о персональных гербах для каждой парадной.
Ещё одно предположение гласит, что фигурки могли служить ориентиром для детей. Малыши, играющие во дворе, часто не умеют читать цифры на подъездах, а вот запомнить, что твой дом — «с мишкой» или «с корабликом», гораздо проще. Представьте: маленький Карл гуляет с друзьями и твёрдо знает, что к вечеру должен вернуться в подъезд со слоном.
Однако и эта идея имеет слабое место: вряд ли при проектировании жилых зданий архитекторы настолько глубоко задумывались о проблеме «потерявшихся» детей.
Более убедительной мне кажется версия, что фигурки помогали ориентироваться не детям, а взрослым, которые в прошлом могли быть неграмотными или просто не обращали внимания на номера. Например, разносчик молока знал, что один клиент живёт в подъезде с русалкой, а другой — с котиком над входом.
Эта гипотеза мне нравится больше всего — она логична и имеет практический смысл. Правда, местные жители отмечают, что в период строительства таких домов большинство населения уже было грамотным, что несколько подрывает эту теорию.
Наконец, существует и самое простое объяснение: фигурки — всего лишь элемент декора, придуманный архитектором-художником для украшения фасада. Возможно, они не несли никакой функциональной нагрузки и были созданы просто «для красоты».
Лично мне такая версия кажется скучноватой — уж очень хочется верить, что у этих загадочных фигурок была какая-то история или практическая цель.
