Начало пути: от посёлка к границе
На самом юге острова Кунашир, там, где полуостров Весловский врезается в море, затаились руины. Это останки поста технического наблюдения «Весло», заброшенного в лихие 90-е. Он когда-то был глазами и ушами 11-й погранзаставы «Петрово», которая и сегодня несёт службу в посёлке Головнино.
Наше небольшое путешествие начинается как раз от этого посёлка, где базируется застава.
По дороге невозможно не заметить великолепно сохранившийся танк ИС-3 — немой свидетель былой военной мощи.
На холме виднеются строения самой погранзаставы.
Неподалёку, как одинокий часовой, замер неисправный ветрогенератор. Местные говорят, это был подарок от японцев, но проработал он недолго. Любопытно, что с другой стороны посёлка два его собрата до сих пор исправно трудятся.
Было бы преступлением не заглянуть внутрь этого гиганта.
Водопад и дорога к полуострову
Прежде чем углубиться в болота к заставе, сделаем небольшой крюк к мощному водопаду в 13 км от Головнино. Из-за особого рельефа берега его истинный масштаб скрыт, и с первого взгляда он кажется совсем небольшим.
Чтобы передать высоту обрыва, вот вам для сравнения обычная таблетка. В справочниках пишут о 60 метрах, но на глаз он явно скромнее.
А теперь — наш главный маршрут, ведущий к полуострову Весловский и забытому посту.
Следы прошлого на пути к ПТН
По дороге то и дело попадаются призраки прошлого — останки старых японских рыбацких шхун, намертво вросшие в землю и траву.
А вот и фото из архивов, найденное в «Одноклассниках» в группе тех, кто здесь служил. Оно переносит нас в те времена, когда пост был полон жизни.
И вот, наконец, перед нами предстают сами развалины. Пост технического наблюдения, когда-то бдительно следивший за границей, теперь покоится среди болот.
Ещё одно архивное фото с названием поста из той же группы сослуживцев.
Сердце заставы: дизель-генераторная и её тайны
Первым делом мы исследуем дизель-генераторную станцию. Это было настоящее сердце заставы: её агрегаты давали электричество для постов и мощных прожекторов. Рядом когда-то стоял старый японский маяк, но его снесли, а на его месте возвели новый, оснащённый радиоизотопным термоэлектрическим генератором (РИТЭГ).
О судьбе этого маяка мы уже рассказывали в одном из наших предыдущих материалов.
Рядом со зданием до сих пор стоит радиолокационная вышка.
Вот фотография расчётов, найденная в сети. На заднем плане чётко видна та самая вышка с локатором, а на крыше дизельной — надстройка с большим прожектором.
А вот и сам тот самый прожектор, когда-то прорезавший ночную тьму.
Из стены здания торчат, словно рёбра, остатки ржавых выхлопных труб от дизель-генераторов.
Когда-то это здание было двухэтажным, но деревянный верх давно обрушился. За сложной техникой следили специальные дизелисты. Из воспоминаний ветеранов 11-й погранзаставы известно, что поначалу смены здесь менялись дважды в неделю. Но с 1985 года на посту «Весло» стала нести вахту постоянная смена — около двух десятков человек. В неё входили не только пограничники, но и дизелисты, прожектористы, операторы РЛС и даже повар.
Заглянем внутрь машинного зала, который теперь больше похож на оранжерею для бурьяна.
Внутри — груда металла: части генератора и остов одного из дизелей.
Рядом с развалинами валяются ещё два двигателя, давно ставшие частью пейзажа.
Интересная деталь: силовой кабель когда-то был проложен на импровизированных столбах, сделанных из элементов сборной взлётно-посадочной полосы.
А это, вероятно, рама от переносного прожектора расчёта приборов радиолокационного наблюдения (ПРП).
Подходы ко всему этому хозяйству прикрывали типовые сборные железобетонные огневые точки.
Окраина заставы: склады и вышки
За дизельной станцией когда-то располагался склад горюче-смазочных материалов (ГСМ).
На самом краю территории, словно скелет гигантской птицы, стоит остов караульной вышки.
У её основания утки обустроили себе уютное гнездо — жизнь берёт своё даже среди руин.
Вдалеке виднеется новый маяк, а слева — ещё какие-то постройки. Двинемся туда.
Здесь разрушения тотальны. Сложно даже представить, что здесь было и как это работало.
Какой-то заброшенный колодец.
И ещё одна поваленная вышка поста технического наблюдения.
Старая фотография из соцсетей. Правда, сложно сказать, именно эта ли вышка на снимке, ведь все они были типовыми.
Здесь же разбросаны останки ещё одного дизель-генератора.
Если верить воспоминаниям ветеранов в интернете, на этом участке несли вахту два дизелиста.
Эпилог
На этом наша экспедиция подходит к концу.
Если наш рассказ о забытом рубеже был вам интересен, поддержите нас — подписывайтесь на канал и вступайте в нашу группу «ВКонтакте». Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в самых неожиданных уголках!
