Пятый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции — это призрак советской атомной программы. Его строительство стартовало в 1981 году, и он должен был получить такой же реактор РБМК-1000, как и его роковые предшественники. Запуск планировался на осень 1986 года, но судьба распорядилась иначе. После катастрофы на четвёртом блоке все работы были заморожены, а в мае 1987 года официально объявили о полном прекращении строительства третьей очереди станции, куда входили пятый и шестой энергоблоки.
К тому моменту пятый блок был готов примерно на 80%. Его обшили металлической изоляцией и законсервировали. Мощные строительные краны замерли в безмолвии и вот уже более трёх десятилетий неподвижно стоят вокруг здания. Лишь один кран модели СКР-2200, находившийся в котловане машинного зала шестого блока, не выдержал испытания временем и рухнул — видимо, ветер и коррозия сделали своё дело.
Рассвет на заброшенной стройке
Было около половины седьмого утра, когда мы, осторожно ступая, ходили по крыше блока «В». Мы рисковали, выглядывая за края, чтобы сделать удачный кадр, — охрана могла заметить нас в любой момент. Ребята из охраны уже просыпались, и скоро должны были начать обход, а собаки вокруг блока не умолкали.
Солнце начинало припекать, но лёгкий ветерок со стороны станции и разрушенного четвёртого блока приносил прохладу. В этом ветре было что-то особенное, наполненное историей и тишиной забвения.
Сердце, которого нет
В крыше здания зияла огромная дыра — именно на этом месте должен был располагаться реактор. Реакторный зал сейчас представляет собой склад хлама и металлоконструкций. Часть металла уже была срезана — здесь легально работали сборщики чёрного металла, активно разбирая останки былых планов.
Мы начали спускаться по лестнице вниз, в сам реакторный зал.
Старая, проржавевшая лестница шаталась и скрипела под ногами. В некоторых местах железные прутья прогнили насквозь и безвольно болтались, подчиняясь порывам ветра.
И вот она — дыра, ведущая в зал, где должен был стоять реактор РБМК. Его здесь нет, хотя сборка реактора велась в соседнем здании. Даже специальный кран грузоподъёмностью в 640 тонн, предназначенный для его монтажа, всё ещё стоит на своём месте, что хорошо видно на фотографиях.
Пятый энергоблок предстал перед нами во всей своей грустной красе. Ржавые конструкции, обшивка из металлоизола — так когда-то законсервировали эту стройку, которой так и не суждено было завершиться.
В царстве гигантских механизмов
Мы направились в сторону машинного зала пятого энергоблока.
Вот и сам машинный зал, а рядом с ним возвышается исполинский кран — модель БК1000.
Поднявшись на крышу блока «В», где должны были разместиться системы вентиляции и водоочистки для двух энергоблоков, мы увидели захватывающую дух панораму. Отсюда открывался великолепный вид на саму станцию, новую защитную арку (НБК) и котлован с остатками каркаса машинного зала так и не построенного шестого блока.
Там же мы увидели единственный кран, не выдержавший многолетнего стояния, — тот самый СКР-2200, лежащий теперь в руинах.
Ещё один взгляд на машинный зал пятого энергоблока.
Прощание с призраком
Время стало нас поджимать. В спешке мы делаем последние снимки и бежим к выходу, стараясь не шуметь.
Спустившись на землю и скрывшись в лесных зарослях, мы в последний раз окинули взглядом это по-своему величественное и печальное сооружение.
Взгляд на ржавеющие краны и заброшенное здание навевал грусть... В знак уважения мы сняли кепки и помахали блоку на прощание. Впереди нас ждало ещё много интересных мест и историй.
Отдельная благодарность за предоставленные фотоматериалы Максиму Майорову, специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Если тебе интересны истории заброшенных мест и индустриальная археология, подписывайся на наш канал и следи за новыми публикациями.
