Ночной подъём на крышу недостроенного 5-го энергоблока ЧАЭС: когда фон зашкаливает

Вид на станцию: 3-й и 4-й энергоблоки

От Припяти до пятого энергоблока — всего десять километров. Мы преодолели это расстояние пешком примерно за три часа. Шли по центральной дороге, и, к нашему удивлению, ночь выдалась на редкость спокойной — машин не было, поэтому не приходилось экстренно падать в кювет и прятаться. Около половины четвертого утра мы подошли к блоку. Вокруг — кромешная тьма, мы двигались без фонарей, прислушиваясь к лаю собак. Главное было — не разбудить охрану. Пробравшись внутрь, решили переждать до рассвета. Достали дозиметр — и просто обомлели от показаний. Дело в том, что на момент катастрофы пятый энергоблок был готов примерно на 80%, некоторые стены ещё отсутствовали, поэтому радиоактивная пыль и выбросы попали прямо внутрь. Позже, для консервации, его обшили металлической изоляцией, но фон внутри остался значительным.

С тяжёлыми рюкзаками мы выбрались на крышу реакторного зала. Сбросили их под самое чистое (относительно, конечно) дерево — да, на крыше уже начала пробиваться растительность. На саму верхнюю точку блока поднимались по узкой, шаткой лестнице. До рассвета оставалось минут тридцать, и мы просто ходили, осматривая открывающиеся виды.

Эти снимки сделаны на телеобъектив 55-210 мм. Сам блок и его окрестности я покажу в отдельном посте. Расстояние до станции — 980 метров.

Столовая и административно-бытовой корпус №1 (АБК-1)

Кто-то может возразить: «Но ведь старую трубу уже разобрали при строительстве саркофага!». Это правда, но всё просто: по проекту нового безопасного конфайнмента (арки) предполагался демонтаж старой вентиляционной трубы (ВТ-2). Поэтому построили новую, которая теперь вентилирует саму арку.

Новый саркофаг, старый объект «Укрытие» и новая вентиляционная труба

Для охлаждения первых четырёх блоков использовали пруд-охладитель. Но для пятого и шестого (с крыши которого сделаны эти фото) его мощности уже не хватило бы. Расширить или углубить пруд было невозможно — его южная граница уже упиралась в окраины города Чернобыль. Поэтому начали строить градирни. Первая была готова примерно наполовину, вторая едва вышла из стадии котлована. Про них мы тоже обязательно расскажем отдельно на нашем канале.

Недостроенные градирни

Внизу, под градирней, видна площадка ТМЦ (товарно-материальных ценностей).

Крупный план градирни

Вид на железнодорожный мост через реку Припять. По нему ежедневно курсируют электропоезда по маршруту Славутич — Семиходы, перевозя персонал ЧАЭС на работу и обратно.

Пруд-охладитель

Солнце поднимается всё выше, и всё вокруг начинает испаряться, окутывая местность лёгкой дымкой.

Железнодорожный мост

Кран КП-640 (грузоподъёмностью 640 тонн) — портальный кран, предназначенный для подъёма реактора и его установки на площадке.

Мощный портальный кран

Территория станции хранения отработанного ядерного топлива (ХОЯТ). Говорят, что система защиты там даже надёжнее, чем на самой станции.

Воду из бассейнов, где хранятся законсервированные тепловыделяющие сборки (ТВЭЛы), теоретически можно пить. И по сложившейся традиции, начальник ХОЯТа действительно делает глоток после каждой завершённой консервации.

ХОЯТ-2

Пруд-охладитель. Сейчас его постепенно осушают. Весь проект разделён на две части. Первая — создание малого водоёма: нужно отсечь дамбами подводящие и отводящие каналы и обеспечить их подпитку для поддержания постоянного уровня. Этот водоём будет обеспечивать технологические нужды станции в её текущем состоянии. Вторая часть — непосредственно вывод из эксплуатации самого пруда-охладителя.

Пруд-охладитель с высоты

Процесс снижения уровня воды займёт немало времени — не меньше трёх лет, а возможно, и больше. Природа должна сама прийти в равновесие: уменьшается объём воды — должно сокращаться и количество рыбы, и водорослей в водоёме.

Ещё один вид на пруд

Цех укрупнённой сборки металлоконструкций реактора.

Металлоконструкции для реактора поставлялись отдельными транспортабельными блоками, которые затем собирались и сваривались прямо на монтажной площадке.

Укрупнение проводилось отдельно от главного корпуса АЭС в специально оборудованных цехах (так называемых «тепляках»), где имелись краны грузоподъёмностью до 700 тонн. Эта работа шла параллельно со строительством главного корпуса и должна была завершиться к моменту готовности центрального зала энергоблока вместе с боксом реактора.

Недостроенное хранилище жидких и твёрдых радиоактивных отходов (ХЖТО). Ходят слухи, что в его помещениях уровень радиации достигает 5000 бета-распадов в минуту на высоте полуметра от пола — лучше туда не соваться. Особенно учитывая лабиринт помещений и глубокие бассейны, затопленные водой с высоким фоном. Именно сюда в первые годы после аварии свозили самые опасные отходы с четвёртого энергоблока.

Хранилище жидких и твёрдых отходов (ХЖТО)

Башенный кран

Мы провели на крыше пятого блока уже слишком много времени. Фон здесь весьма ощутимый, и мой дозиметр порой просто сходил с ума от показаний. Я не буду приводить здесь конкретные цифры, чтобы не разжигать очередные споры о радиации. Делаем последние кадры и спускаемся вниз, чтобы осмотреть сам блок поближе. Об этом я расскажу в отдельной статье на нашем канале.

Крыша пятого энергоблока и градирня на фоне зари

На этом всё, спасибо за внимание.

Отдельная благодарность Максиму Майорову за предоставленные фотоматериалы специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми историями.