Туймазинский фарфоровый завод — ещё один промышленный гигант советской эпохи, который не смог пережить переход к рыночной экономике. Его судьба стала отражением общей трагедии многих предприятий, не нашедших своего места в новых реалиях.
Сегодня семиэтажное здание заводоуправления стоит пустое, с выбитыми окнами. На фасаде висит табличка о продаже, но сложно представить, кто захочет купить эту огромную бетонную коробку с полностью разрушенными коммуникациями.
Это предприятие было одним из самых молодых в СССР, специализировавшихся на производстве фарфоровой посуды. Его запустили в 1978 году, причём даже раньше запланированного срока — уже 20 декабря того же года была выпущена первая партия изделий.
Интересно, что в организации производства участвовали специалисты из Великобритании, Германии и Чехословакии, что делало завод технологически передовым для своего времени.
Мощности и структура завода
На пике своей деятельности завод включал множество цехов: массозаготовительный, литейно-формовочный, обжига, живописи, сортировки, а также цеха высокохудожественных и тонкокаменных изделий. Всего здесь работало 58 механизированных поточных линий. Ещё несколько лет назад территория хоть и была заброшена, но сохраняла следы былого величия.
Сейчас же, если посмотреть с верхнего этажа уцелевшего здания с синей крышей, видно, что почти все производственные площади уже снесены. От грандиозного комплекса остались лишь фрагменты.
Упадок после СССР
После распада Советского Союза и закрытия множества фарфоровых заводов по всей стране Туймазинский оставался самым восточным из тех, что ещё как-то держались на плаву. Но и его ждала печальная участь.
Предприятие пыталось выпускать фарфоро-фаянсовую посуду, чайные и кофейные сервизы, однако выйти на объёмы производства, заложенные в советские годы, так и не удалось.
Ещё несколько лет назад здесь можно было найти остатки готовой продукции...
А сегодня от неё почти ничего не осталось.
Масштабы, на которые рассчитывали при строительстве, были колоссальными: безубыточное производство начиналось с 750 тысяч изделий в год, а проектная мощность составляла 29,5 миллионов изделий ежегодно.
В новых экономических условиях сбыть такое количество фарфора без грамотного управления оказалось невозможным. Завод медленно угасал, пока в 2003 году новый инвестор не попытался его реанимировать.
Если в 1993 году, ещё по инерции, 853 сотрудника выпустили 18 миллионов единиц посуды, то в 2003 году 731 работник не смог произвести даже миллиона.
Денег на зарплаты и расчёты с поставщиками не оставалось, и в 2007 году завод официально признали банкротом.
Окончательное разрушение
В последующие годы территория стояла заброшенной и постепенно разворовывалась. Оборудование и производственные линии пошли на металлолом, всё ценное растащили. С каждым взмахом газового резака над заводским оборудованием надежды на возрождение таяли, пока не исчезли совсем.
Сейчас здесь одни руины. И, как ни парадоксально, самым сохранившимся и даже красивым помещением на всём заброшенном заводе оказалась столовая.
Огромное мозаичное панно во всю стену изображает работниц завода и образцы выпускаемой ими продукции.
Чтобы вы могли представить, что здесь производили, я собрал небольшой коллаж из сохранившихся изображений заводских изделий.
Сегодня остатки цехов продолжают сносить, а те, что ещё стоят, отданы под склады для строительных материалов...
Каждый ваш лайк и репост материалов канала в соцсети помогает нам сохранять и документировать историю советских заводов и фабрик. На этом всё, спасибо за внимание!
