Перенести на экран удивительный мир, созданный Льюисом Кэрроллом, — задача, которая на протяжении десятилетий манит режиссеров своей безграничной свободой для интерпретаций. Каждая новая попытка раскрыть историю об Алисе по-своему уникальна и открывает зрителю новые грани знакомой сказки. Давайте вместе проследим за самыми яркими и необычными воплощениями этой истории в кино.
Персонажи, рожденные фантазией Чарльза Лютвиджа Доджсона (более известного как Льюис Кэрролл), давно перешагнули границы книжных страниц. Алиса, Белый Кролик, Безумный Шляпник и улыбчивый Чеширский Кот стали частью мировой культуры, появляясь в самых неожиданных местах — например, их именами называют даже апартаменты в Санкт-Петербурге.
Начало пути: первая немая экранизация
Самое первое кинопутешествие Алисы состоялось еще в 1903 году. Это была короткая, всего 12 минут, черно-белая немая лента режиссера Сессила Хепуорта. Несмотря на сжатость формата, создателям удалось уместить в него ключевые повороты сюжета. Интересно, что для главной роли тогда выбрали темноволосую актрису, положив начало долгой традиции, которая позже сменилась привычным сегодня образом белокурых Алис. Эта историческая пленка считалась утерянной, но была чудесным образом обнаружена в 1963 году, а к 2009 году специалисты Британского киноархива (BFI) подарили ей вторую жизнь, восстановив 9 минут оригинального фильма.Звук, цвет и борьба студий
Следующая крупная экранизация увидела свет лишь спустя три десятилетия, в 1933 году, под руководством Нормана Маклеода. Это была уже эпоха звукового кино, и к предстоящему столетнему юбилею Кэрролла за право первыми озвучить его творение развернулась настоящая битва между гигантами Paramount и Walt Disney Studio. Победу в этой гонке одержала Paramount. На роль Алисы было просмотрено семь тысяч девочек, и в итоге ее сыграла Шарлотта Генри. Эта версия уникальна тем, что ее лично одобрила та самая Алиса Лидделл, вдохновившая писателя на создание сказки.Диснеевская классика и новые интерпретации
В 1951 году права на экранизацию наконец перешли к компании Walt Disney, и свет увидел ставший классическим мультфильм режиссера Клайда Джероними. Создатели смело объединили в одном сюжете мотивы и героев обеих книг Кэрролла — «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье». Волшебную атмосферу этой работы прекрасно дополнила музыка Оливера Уоллеса.В 1966 году британский режиссер Джонатан Миллер предложил свою, весьма нестандартную трактовку. Его «Алиса» — это попытка перенести сказку в мир взрослых, где главная героиня становится более рассудительной, а порой даже язвительной и жесткой, наблюдая за абсурдностью окружающего ее общества.
Аниме, сюрреализм и 3D-блокбастер
В 1983 году история получила новое воплощение в Японии. Режиссер Сугияма Таку создал аниме-сериал «Алиса в Стране чудес», превратив приключения девочки в увлекательный многосерийный квест, который состоял из 26 эпизодов для японского ТВ и стольких же — для западных каналов.Чешский мастер Ян Шванкмайер в 1988 году представил миру свой сюрреалистический и пугающий взгляд на сказку в фильме «Neco z Alenky» («Сон Аленки»). Сочетая игровое кино и анимацию, он создал не детское приключение, а скорее тревожный, почти кошмарный сон, полный загадочных и пугающих образов.
В 2010 году Тим Бертон выпустил масштабный 3D-фильм, ставший одной из самых кассовых экранизаций. Его история — это своеобразное продолжение, где 19-летняя Алиса (Миа Васиковска), не помнящая своего детского путешествия, возвращается в Страну чудес, чтобы вновь встретиться с ее обитателями и помочь им. Несмотря на ошеломительный кассовый успех (сборы превысили миллиард долларов) и два «Оскара» за лучшие костюмы и работу художника-постановщика, картина вызвала неоднозначную реакцию критиков. В 2016 году эта история получила продолжение в сиквеле «Алиса в Зазеркалье».
