Когда речь заходит о Второй мировой войне, события на Дальнем Востоке, особенно на Сахалине, часто остаются в тени. А ведь именно там война и завершилась. К 1945 году японское командование, нарушив договоренности 1905 года, превратило приграничную полосу Карафуто (район 50-й параллели), которая должна была быть демилитаризованной, в мощную крепость. Вдоль границы была выстроена цепь бункеров и укреплений Харамитогского (Котонского) укрепрайона, растянувшегося на 12 км по фронту и до 30 км в глубину.
Ключевой рубеж обороны
Особое значение имел укрепленный полицейский пост Хандаса, который преграждал путь советской дивизии к передовой линии укрепрайона. Этот опорный пункт представлял собой замкнутый четырехугольник с множеством огневых точек, мощными бетонными ДОТами по углам, трехметровыми земляными валами и рвами с колючей проволокой. Именно его штурм 12 августа 1945 года силами батальона 165-го стрелкового полка при поддержке танков 214-й отдельной танковой бригады стал отправной точкой освобождения Сахалина от японских войск.
После капитуляции нацистской Германии в Азиатско-Тихоокеанском регионе все еще тлел очаг Второй мировой войны, где агрессором выступала милитаристская Япония. Она оккупировала южную часть Сахалина, Курильские острова, Корею и Маньчжурию. Япония фактически контролировала советское судоходство в Тихом океане, самовольно досматривая суда, а порой и нападая на них.
Еще в феврале 1945 года на Ялтинской конференции, когда поражение Германии стало очевидным, Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились о вступлении СССР в войну с Японией через 2-3 месяца после победы в Европе. Летом эти планы начали воплощаться: с мая по Транссибирской магистрали на Дальний Восток непрерывно шли эшелоны с войсками и техникой.
Сосредоточив достаточные силы, 8 августа 1945 года советское правительство через наркома иностранных дел Молотова заявило Японии о присоединении к Потсдамской декларации и начале состояния войны с 9 августа. Одновременно с наступлением в Маньчжурии советские войска начали операции на Сахалине и Курилах, что ознаменовало заключительный этап Второй мировой войны.
Устройство укрепления Хандаса
Укрепление поста Хандаса было, по сути, миниатюрной крепостью квадратной формы размером 100 на 100 метров. Его территория была обнесена трехметровым земляным валом с множеством огневых точек. По углам располагались два крупных пятиамбразурных ДОТа, позволявшие вести огонь во всех направлениях. Подступы преграждали рвы с многослойными проволочными заграждениями, а берег реки был укреплен отвесной бревенчатой стеной.
Здание полицейского поста Хандаса после штурма советскими войсками. (фото найдено в интернете)
Такими ДОТами у дороги эта местность встречает сейчас.
А так было более 70 лет назад. Подразделения 165-го стрелкового полка занимают приграничный опорный пункт Хандаса. (фото найдено в интернете)
Начало наступления
Наступление советских войск здесь началось утром 11 августа. Границу, представлявшую собой широкую болотистую просеку в тайге, одними из первых перешли бойцы 2-го батальона 165-го стрелкового полка 79-й стрелковой дивизии под командованием молодого капитана Г. Г. Светецкого. Прошедший накануне ливень превратил единственную грунтовую дорогу Онор-Котон в непролазную грязь, серьезно затруднив продвижение. Японцы, зная советские уставы о том, что пехота наступает за танками, не открывали огонь, пока не видели бронетехнику, что позволило нашим подразделениям скрытно приблизиться.
Первыми в бой вступили спешившиеся кавалеристы разведывательного эскадрона под командованием старшего лейтенанта М. Т. Литвицкого. Они попытались сходу захватить Хандасу, но, наткнувшись на организованную оборону, были вынуждены отступить, по сути проведя разведку боем из-за отсутствия точных данных. Сам Литвицкий был ранен в ноги, но продолжал командовать.
Говорят, в штабах не было крупномасштабных топографических карт и навигационных планов южного Сахалина. После обеда к укреплению подошли основные силы батальона и также пошли в лобовую атаку, но, попав под шквальный пулеметный огонь из дзотов и трехамбразурного дота, залегли. 76-мм полковые пушки не могли пробить железобетон, а танки 214-й отдельной танковой бригады задержались из-за поврежденного моста. Авиация не могла поддержать из-за непогоды.
(фото найдено в интернете) Советский танк форсирует одну из Сахалинских рек.
Всю следующую ночь саперы и бойцы строили переправу из подручных средств, чтобы танки могли перебраться через разлившуюся после дождей реку. К рассвету это удалось, и штурм Хандасы возобновился при поддержке бронетехники.
(фото найдено в интернете) Советские танки переходят границу.
Применив обходной маневр, бойцы Светецкого вышли в тыл противника, перерезали пути отхода и взяли укрепление в кольцо. Несмотря на ожесточенное сопротивление, ко второй половине дня оно было сломлено, и советские подразделения овладели опорным пунктом, закрепившись на его позициях.
(фото найдено в интернете) Один из уничтоженных ДОТов Харамитогского укрепрайона.
Прорыв и завершение боев
Путь к передовой линии Котонского укрепрайона был открыт. В последующие дни советские войска, встречая ожесточенное сопротивление, продвигались вглубь обороны. Оно не прекратилось даже после объявления капитуляции японским императором 15 августа. На следующий день после артподготовки батальоны 165-го стрелкового полка пошли на решающий штурм, и 18 августа японские войска на Сахалине согласились на переговоры о капитуляции. Боевые действия в районе Котонского укрепрайона были остановлены.
Говорят, во время этого наступления советские войска впервые столкнулись с японскими смертниками, прикованными цепями к пулеметам в огневых точках. Неизвестно, насколько это правда, но для японской армии того времени подобное было вполне характерно.
Эти железобетонные ДОТы реально участвовали в боях.
Так они выглядят в разрезе.
Советские солдаты в одном из ДОТов после захвата.
Ну а этот ДЗОТ, наверное, уже является реконструкцией, хотя точной информации об этом найти не удалось.
На этом всё.
Если вам было интересно, подписывайтесь на наш канал и делитесь статьями с друзьями. Спасибо за внимание и до новых встреч.
