Мне недавно довелось посетить одно удивительное место в Припяти, которое находилось под охраной все 34 года после эвакуации жителей. У меня возник вопрос: зачем и почему люди сохраняли целый автопарк в покинутом городе?
Казалось бы, что ещё может удивить в Припяти? Сегодня я покажу вам локацию, которая была недоступна вплоть до 2020 года. Здесь можно увидеть транспортные средства, сохранившиеся в почти целостном состоянии!
Вход в автотранспортное хозяйство
Добро пожаловать в автотранспортное хозяйство (АТХ) города-призрака Припять. Поскольку оно функционировало до 2020 года, здесь остались уникальные машины, которые использовались в зоне отчуждения после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Их особая ценность в том, что они почти не подверглись разграблению. Давайте зайдём за ворота АТХ.
Только представьте: здесь стоят настоящие легенды автотранспорта времён ликвидации последствий аварии. Оказывается, припятское АТХ служило полноценным автопарком в послеаварийный период, и эти машины оставались на ходу ещё много лет после 1986 года.
Техника для дезактивации
Многие из этих единиц техники использовались для очистки самой Припяти от радиации. Вот, например, этот транспорт — УМП на базе БЕЛАЗ 7548. Эта машина является штатным карьерным оборудованием, предназначенным для орошения водяной смесью карьеров и шахт с целью подавления пыли (УМП расшифровывается как установка местного проветривания).
А эти машины с синими кабинами — продукция Минского автомобильного завода (МАЗ), управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ». Это советское и белорусское автомобилестроительное предприятие, специализирующееся на выпуске большегрузных автомобилей, а также автобусов, троллейбусов и прицепной техники.
Состояние транспорта
Внешне большинство машин выглядят ещё более-менее «живыми», но, вероятно, не все из них сейчас смогли бы завестись. Если одни стоят практически нетронутыми, то другие уже начали разбирать на запчасти.
Скорее всего, детали с этих автомобилей продолжают свою службу в зоне отчуждения, но уже на других машинах. Такую практику начали ещё в первые дни после аварии на ЧАЭС, когда радиоактивные запчасти приходилось утилизировать, а чистые — снимать с менее повреждённой техники.
Охрана территории
Сегодня весь этот уникальный советский транспорт остался практически без постоянной охраны. Хотя я видел человека в чёрном с собаками, который обходил территорию. Но очевидно, что здесь никто не дежурит круглосуточно. Дело в том, что АТХ расположено в Припяти, где есть полицейские патрули и контрольно-пропускной пункт с охраной на главном въезде.
Радиационный фон
Я, конечно же, замерил уровни радиации. Оказалось, что транспорт практически чист. Как рассказывали знакомые ликвидаторы, эта техника работала чуть ли не до наших дней, а значит, её тщательно дезактивировали. Тем не менее, её нельзя вывозить за пределы зоны. И это правильно, ведь она является памятью и частью истории (да и в любом случае на ней остаётся некоторая радиоактивная пыль).
Планы на будущее
Администрация Чернобыльской зоны отчуждения планирует сохранить это место и создать здесь мини-музей легендарной техники и транспорта, который верно служил во время ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Возможно, в будущем здесь установят камеры, организуют охрану и приведут территорию в порядок. В противном случае этих железных трудяг ждёт печальная участь — их просто распилят на металлолом.
В кабинах некоторых машин даже осталась одежда водителей, словно они только сегодня ушли на обед и вот-вот вернутся:
А за забором этого АТХ также стоит техника:
