Странно, но факт: троллейбусы и трамваи, которые всегда считались доступным, легко масштабируемым и неприхотливым транспортом, после распада СССР начали стремительно терять свои позиции. Казалось бы, идеальное решение для городов, но реальность оказалась иной.
Угасание эпохи
По всему постсоветскому пространству один за другим стали закрываться троллейбусные и трамвайные парки. Процесс шёл неспешно, почти незаметно, но с каждым годом эти знакомые с детства машины встречались на улицах всё реже. Многие маршруты сократили, а некоторые и вовсе упразднили.
Лично я, как человек, который чаще за рулём автомобиля, не могу назвать себя ярым поклонником троллейбусов. Однако отдаю себе отчёт: сложно найти более экономичный, экологичный и в целом простой в обслуживании общественный транспорт для наших городов.
Новая эра и старые проблемы
Сегодня в тренде так называемые «электробусы». Безусловно, технология перспективная, но пока что сырая и, что немаловажно, значительно более дорогая как в закупке, так и в содержании по сравнению с проверенными временем троллейбусами.
Во время одной из своих поездок по Закавказью мне довелось побывать в таком умирающем троллейбусном депо. Это было путешествие в прошлое, наглядная иллюстрация того, как уходит целая транспортная эпоха.
Кладбище машин
Территория депо напоминала самое настоящее кладбище техники. Десятки троллейбусов стояли в ряд — состояние их варьировалось от относительно целых, готовых, казалось бы, к выходу на линию, до почти полностью разобранных скелетов, с которых давно сняли всё ценное.
Было очевидно: эти машины уже никогда не повезут пассажиров. Их маршруты закончились здесь, среди ржавых оград и заросшей травы.
Конечно, не везде ситуация столь печальна — половина троллейбусных парков по стране ещё работает. Но тенденция налицо, и, похоже, в скором будущем эти «рогатые» машины могут окончательно исчезнуть с городских пейзажей.
Внутри заброшенных салонов
Любопытно было заглянуть внутрь. Вот как выглядят салоны этих когда-то шумных и наполненных жизнью машин.
Интересно, что состояние пассажирской части часто оказывалось заметно лучше, чем у кабины водителя. Видимо, последняя страдала первой, когда машину начинали разбирать на запчасти.
«Заброшенный» — не всегда значит «бесхозный». У этой техники, как правило, есть номинальный собственник. Наш интерес к ржавеющим остовам не остался незамеченным, и через несколько минут нас вежливо, но твёрдо попросили покинуть территорию.
Эпилог в Ереване
На нашем канале мы часто рассказываем о том, что постепенно уходит в прошлое. Не думаю, что этот автопарк продержится здесь больше пары лет — скоро от него не останется и следа.
Это место находится в Ереване, Армения. Троллейбусные парки сокращаются повсеместно, просто здесь нам удалось застать этот процесс в самой активной фазе.
А как вы относитесь к троллейбусам? Верите ли вы, что у них есть будущее в современных городах?
Если тема близка, рекомендую почитать: заброшенное троллейбусное депо в Москве
