Хочу поделиться историей о необычном месте, куда мы попали совершенно случайно. В нескольких сотнях метров от посёлка Килпъявр, что в 30 километрах к северо-западу от Мурманска, находится одноимённый военный аэродром. Сейчас он полностью расформирован, хотя сам посёлок ещё живёт. Добраться сюда непросто — автобус из Мурманска ходит всего раз в день, потому что маршрут крайне непопулярный. В своё время аэродром Килпъявр был полноценным типовым комплексом: с взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые самолёты, сетью рулёжных дорожек, хранилищами боеприпасов и командным пунктом. Давайте прогуляемся по его территории и посмотрим, что от всего этого сохранилось.
Чтобы попасть на территорию, нужно преодолеть небольшую водную преграду. Местные жители, видимо, часто здесь отдыхают — за время нашего визита мы нашли множество пустых бутылок из-под крепкого алкоголя и следы костров, на которых, вероятно, готовили шашлык. Возможно, это были семьи военных. Рядом с аэродромом — большое красивое озеро. Местные позаботились о себе: наваленные брёвна и ящики помогли нам перейти реку, не намочив ноги.
Командный пункт: мозговой центр аэродрома
Командный пункт — это мозговой центр аэродрома, где когда-то располагалось высшее руководство. Внутри осталось много интересных деталей. На фотографии видно, что уровень «колхозности» здесь зашкаливает. Обратите внимание: переделанный защищённый ангар для истребителей. «Коробка» командного пункта встроена во всю длину ангара, а оставшаяся арка заложена кирпичом. Аэродром построили в советское время, в 1953 году. В СССР такое вряд ли допустили бы. Есть предположение, что изначально КП находился в другой части территории, а в ангар его перенесли уже после развала Союза.
Ангары для истребителей
Вот так выглядит ангар для истребителей. Металлическим откатным воротам ещё не успели «приделать ноги», чтобы они «убежали» в приёмку чёрного металла. Принцип открытия понятен по фото: две створки разъезжаются влево и вправо по рельсам с помощью металлических колёс.
Так ангар выглядит внутри. Подобных помещений здесь больше десятка. Внутри — разная «начинка»: где-то что-то осталось, некоторые полностью пусты, а в других лежат вещи, вообще не имеющие отношения к аэродрому.
Склады вооружения
Склады вооружения находятся за отдельным периметром. Несмотря на то что аэродром полностью заброшен, зрелище жутковатое. Кажется, будто вот-вот выйдет часовой с автоматом.
Оставшаяся авиатехника
Как же без самолётов? Честно говоря, мы сами не ожидали их здесь встретить. За всю историю аэродрома здесь базировалось несколько истребительных полков. Также тут размещался аэропорт, где базировалась гражданская авиация Мурманска. Военная авиация включала истребители Су-27, МиГ-19, МиГ-23М. Гражданская — Ту-124, Ту-134, Ил-18, Ан-24, Ан-10, Ан-12. Как видно, состояние нескольких оставшихся истребителей оставляет желать лучшего. Самолёты были хорошими, но их срок службы подошёл к концу. Любая устаревшая техника списывается и разукомплектовывается: двигатели сняты, носы убраны, внутренности кабины пилота выпотрошены. Остаётся только запечатлеть памятные кадры.
Недалеко от стоянки истребителей лежат срезанные крылья.
Технические помещения и оставленные вещи
Технические помещения тоже оказались интересными.
Внутри технико-эксплуатационной части мы нашли немало вещей, оставленных военными.
На самом деле всё не так грустно, как может показаться на фото. Стоит понимать, что содержать морально устаревшие огромные территории государству невыгодно. Их частый ремонт и обслуживание обходятся в колоссальные суммы. Неудобное и отдалённое расположение тоже играет роль. Известно, что 470-й Гвардейский истребительный полк был переведён в Карелию, где объединился с 159-м и 158-м истребительными полками аэродромов Бесовец и Лодейное Поле. В следующих обзорах мы подробно расскажем, что находится внутри командного пункта, покажем сохранившиеся истребители, а также остатки в ангарах, складах вооружения и ТЭЧ.
Спасибо за внимание!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.
