Тот туманный вечер в лесу навсегда врезался в мою память. Даже спустя годы я могу в деталях вспомнить каждое мгновение, а фотографии с той экспедиции помогают оживить в воображении всю атмосферу необычного открытия.
Куда уходили народные деньги?
Многие, кто застал советскую эпоху, да и те, кто знает о ней лишь из рассказов, часто задаются вопросом: на что тратились колоссальные средства страны? Стандартный ответ — «на оборонку» — звучит слишком абстрактно. Сегодня я хочу поделиться историей об одном конкретном месте, куда вливались миллионы советских рублей, и которое нам посчастливилось обнаружить.
Во время одного из наших походов по поиску заброшенных объектов в глубине лесов Центральной России мы наткнулись на законсервированные испытательные стенды для авиационных двигателей. Это была настоящая удача.
Найти подобные объекты в таком состоянии — большая редкость. Обычно, добравшись до места, видишь лишь разграбленные и опустошённые помещения. Но здесь нам сказочно повезло: всё сохранилось практически нетронутым.
Рядом располагалась расформированная военная часть и небольшой недействующий аэродром, но они не представляли такого интереса, как то самое здание.
Сокрытое в лесу
Если бы не массивные трубы, торчащие из стены, мы бы, возможно, прошли мимо. Но внутри нас ждало настоящее открытие — пыльные, но сохранившиеся «тайны Советского Союза».
Оказывается, не только Подмосковье может похвастаться целыми заброшенными и законсервированными объектами, хранящими историю.
Сверху здание напоминало букву «П». Испытательных комплексов внутри было два. На фотографиях выше и ниже вы можете увидеть один из них. Интересно, что здесь когда-то проводили и огневые испытания.
Помещение представляло собой ровный прямоугольный зал. В самом его центре, закреплённый на мощном стенде, стоял авиационный двигатель. Сбоку, за толстым стеклом, располагалась пультовая комната управления.
Следы недавнего прошлого
Вот она, та самая пультовая. Судя по журналам учёта, последние испытания на этом стенде проводились ещё в конце 2000-х годов.
Логично, что в эпоху повсеместного внедрения компьютерного моделирования такие натурные стенды постепенно утрачивали свою актуальность. Однако в те годы у инженеров не было иного выбора, кроме как испытывать сложнейшие агрегаты «вживую», в реальных условиях.
Всё оборудование, от панелей управления до измерительных приборов, было родом из СССР и, что удивительно, сохранилось в прекрасном состоянии.
Выйдя из этого зала, мы попали в длинный коридор. И здесь, на транспортных тележках, стояли другие авиационные двигатели, готовые к испытаниям, которые так и не состоялись.
Лишь спущенные колёса у этих тележек выдавали, что место давно заброшено и не используется по назначению.
Второй комплекс
Пройдя по коридору, мы оказались у второго испытательного комплекса. Здесь в пультовой, за стеклом, стоял уже другой тип двигателя.
Журналы и здесь показывали те же даты — конец нулевых годов.
А вот и сам двигатель. К нему, как и к его «соседу», была подключена целая паутина проводов и множество датчиков. Самих самолётов мы не видели — ангары, где они должны были находиться, оказались пусты.
Наследие эпохи
Вот такие остатки советского наследия нам удалось увидеть: перспективные для своего времени двигатели и высокотехнологичные стенды, на которых их доводили до совершенства.
Миллионы рублей, вложенные в эти проекты, надеюсь, не пропали даром. Ведь многие успехи современного российского авиастроения до сих пор опираются на фундамент, заложенный советскими инженерами и конструкторами…
Текст и фото, от резидента NordSkif & Co — Алёны «Biolena»
