В подмосковном Жуковском сейчас происходит знаковое событие — легендарный советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 обретает новую жизнь, поднимаясь на постамент, чтобы стать памятником целой эпохе в авиации.
Интересно, что это не просто серийный пассажирский лайнер (борт 77114), а его уникальная модификация — Ту-144ЛЛ, что расшифровывается как «Летающая лаборатория». Этот самолёт прошёл серьёзную трансформацию.
Американская глава в истории советского лайнера
Биография этого воздушного судна поистине уникальна. В середине 90-х, с 1995 по 1996 годы, этот советский самолёт оказался в центре исследовательской программы американского космического агентства NASA.
Глобальной целью этих совместных работ было получение данных для проектирования нового поколения сверхзвуковых пассажирских лайнеров будущего.
Финансирование этого амбициозного проекта взяла на себя корпорация «Боинг». Сумма, в которую обошлось переоборудование Ту-144 в летающий исследовательский центр, составила около 14 миллионов долларов.
Техническое перерождение
Для выполнения сверхзадач экспериментальной программы самолёт оснастили мощнейшими форсированными двигателями НК-32-1 — теми самыми, что устанавливались на грозный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160.
Такая замена позволила поднять планку максимальной скорости с 2631 км/ч до впечатляющих 2815 км/ч (что соответствует увеличению числа Маха с 2.15 до 2.3).
Внутри от привычного пассажирского салона не осталось и следа. Всё пространство заняла сложнейшая измерительная аппаратура. Фюзеляж буквально нашпиговали сотнями датчиков: они фиксировали температуру, давление, трение обшивки о воздух и параметры пограничного аэродинамического слоя в полёте.
За время своей работы в роли летающей лаборатории этот Ту-144 совершил 18 исследовательских полётов. Источник: Крылья Родины. А.Пухов. Ту-144ЛЛ: курс - XXI век.
Завершение карьеры и новая миссия
Летом 1999 года программа исследований была успешно завершена «Боингом». С самолёта сняли уникальное оборудование и двигатели, после чего Ту-144ЛЛ отправился на вечную стоянку на территории Лётно-исследовательского института имени Громова, где и провёл долгие годы.
Не так давно, благодаря инициативе благотворительного фонда «Легенды авиации», судьба самолёта получила неожиданный поворот. Было решено превратить его в монумент, сохранив для потомков.
Машину тщательно вымыли, провели необходимый ремонт и нанесли свежую краску в исторической ливрее «Аэрофлота», в которой летали его пассажирские собратья.
Сейчас на месте идёт активная подготовка: обустраивается площадка, и в ближайшее время планируется завершающий этап — установка крыльев на уже готовый фюзеляж.
Даже в своём текущем, «бескрылом» состоянии, Ту-144ЛЛ выглядит невероятно эффектно и футуристично. Официальное открытие памятника намечено на август 2019 года, и он, без сомнения, станет новой точкой притяжения для всех, кто увлечён историей авиации.
