Как я вижу статью 65 Водного кодекса: практические предложения по исправлению противоречий

Фото: Яндекс.Картинки

Это уже моя тридцатая публикация, посвященная теме «200 метров до воды». Хотя юбилей еще впереди, цифра сама по себе символична. Отчасти этот материал перекликается с одной из моих более ранних статей, где я уже делился своими соображениями о том, какой, на мой взгляд здравого смысла, должна быть статья 65 Водного кодекса России.

Ссылаться на ту первую статью не стану — она во многом устарела, да и некоторые идеи, которые тогда казались привлекательными для широкой аудитории, на практике оказались труднореализуемыми. Сегодня же я хочу предложить более взвешенный и практичный подход, который, возможно, могли бы взять на вооружение наши депутаты в своей законотворческой работе... Олег Васильевич Шеин, вы где?

Главная сложность со знаменитой 65-й статьей ВК РФ кроется в ее неоднозначных формулировках, которые открывают простор для весьма вольного толкования, а особо изобретательным гражданам позволяют находить лазейки для ухода от ответственности за нарушения. Речь идет о двух особенно спорных пунктах — 15.4 и 18.

Пункт 15 часть 4: Проблема покрытия

Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Основная загвоздка здесь в том, что непонятно, как именно читать этот текст. Должны ли все дороги в пределах водоохранной зоны (ВОЗ), по которым разрешено движение, обязательно иметь твердое покрытие? Требуется ли такое же покрытие для стоянок? Законодательная формулировка оставляет эти вопросы без четкого ответа.

На мой взгляд, ситуацию кардинально прояснила бы следующая редакция:
«Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах, а также стоянки в специально оборудованных местах;»

Согласитесь, такая формулировка вносит полную определенность, раз и навсегда снимая вопрос о типе покрытия. И это логично: у наших водоемов не так уж много дорог и парковок с асфальтом или бетоном, и настаивать на этом бессмысленно. Сама по себе огороженная площадка для машин уже является «специально оборудованным местом». Разумеется, ответственность за правомерность организации такой стоянки лежит на тех, кто ее создал (а согласовать ее — задача непростая).

Фото: Яндекс.Картинки

Пункт 18: Вопрос установления границ

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На первый взгляд, в этом пункте нет двусмысленности. Однако некоторые интерпретаторы умудрились вывести из него идею, что установление границ ВОЗ является обязательным условием для самого факта ее существования. Это в корне неверно, ведь сами водоохранные зоны установлены в пункте 1 той же 65-й статьи, причем установлены безусловно!

Для полной ясности достаточно добавить всего несколько слов:
«Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, в случае необходимости осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»

Именно словосочетания «в случае необходимости» не хватает пункту 18 для абсолютной четкости. Это положило бы конец спекуляциям отдельных активистов, утверждающих, что если границы ВОЗ не внесены в кадастр, то и зона как таковая не существует, ведь «не может быть площади без границ». На самом деле, площадь здесь (и всегда) первична — не может быть границ у несуществующей площади. Более того, даже в нынешней редакции п. 18 не обязывает устанавливать границы, а лишь отсылает к Постановлению Правительства №17, где описан порядок (фактически технология) их установления, но не условие для существования ВОЗ.

Рисунок: автор

О какой же «необходимости» может идти речь? Например, о ситуации, когда собственнику земельного участка у воды нужно точно знать, где проходит граница ВОЗ, чтобы случайно не возвести в ее пределах запрещенный объект вроде коровника или АЗС. Это наглядно показано на схеме выше. Также четкие границы важны при совершении сделок с такими земельными участками.

Это интересно:Как лучше всего сушить на зиму собранные грибы

Читайте еще много интересного в блоге «Настоящий рыболов» :))