Эта транспортная штольня рудника "Перевальный" пробита сквозь гору и выходит к посёлку Горный. Она служила не просто для вывоза добытой породы, но и была удобным, а главное — безопасным путём для рабочих, добиравшихся из посёлка к своим местам в шахте. Для этого прямо с третьего этажа административного здания была построена специальная наклонная галерея, ведущая прямо в недра горы.
Посёлок у подножия
Начнём с истории посёлка Горный. Его основали горняки в 1958 году и первоначально назвали Солнечным — в честь оловорудного месторождения, которое осваивал строящийся тогда горно-обогатительный комбинат. Однако уже в 1966 году посёлок сменил имя на Горный, уступив прежнее название новому, более крупному поселению рядом с главным комбинатом.
И вот перед нами мост через реку Силинка. На противоположном берегу расположена административная часть рудника «Перевальный», в то время как сам горно-обогатительный комбинат находится по другую сторону горного массива, в нескольких километрах по прямой. Чтобы не делать огромный крюк в полтора десятка километров по сложным горным дорогам, сквозь толщу горы и была пробита эта транспортная штольня.
Основной грузовой портал выходил к шатру опрокидывателя вагонеток. Составы заезжали под этот шатёр, где руда сбрасывалась вниз, а оттуда её уже везли на обогатительную фабрику.
Путь из посёлка в шахту
Но наша цель — административная часть. Пройдя мимо руин различных вспомогательных строений, мы видим главный корпус.
Именно с его третьего этажа начиналась массивная металлическая наклонная галерея, уходившая прямо в гору. По ней рабочие из посёлка попадали в транспортную штольню, ведущую в огромный рудник, о котором мы уже рассказывали отдельно.
Вот несколько фотографий, любезно предоставленных местным жителем Вадимом Соминым, которые показывают, как выглядела эта галерея в рабочее время.
Изнутри она была утеплена стекловатой.
А так она выглядела снаружи.
К сожалению, галерею демонтировали буквально перед нашим приездом. От неё остался лишь небольшой фрагмент у входа в портальную надстройку. Также есть боковой вход в саму кирпичную надстройку.
Пройдя через остатки галереи, мы попадаем в узкий подходной штрек.
А за ним — шлюзовое помещение.
Далее мы выходим к торцу посадочной площадки, где когда-то располагалась вентиляционная установка.
Из-под слоя льда выглядывает теплообменник.
Стартовая точка подземного маршрута
Сама посадочная площадка облицована монолитным бетоном. Именно здесь рабочие садились в вагонетки и отправлялись вглубь рудника. Им предстояло преодолеть путь длиной около 2,5 километров по штольне, чтобы выйти на один из горизонтов. Если быть точным, то к этому расстоянию можно смело прибавить ещё 2 километра — именно столько составлял путь от входа в штольню до первой развилки горизонта.
В конце площадки находился небольшой распределительный щиток и служебная ниша.
А вот место, где посадочная площадка соединяется с основной штольней.
Вглубь горы
Дальше начинается длинный и широкий тоннель, одетый в монолитную бетонную обделку и местами сильно обросший льдом.
Участок с монолитной обделкой заканчивается небольшим складским помещением, устроенным в правой стене.
А дальше стены и потолок укреплены методом торкретирования. Это почти как набрызг-бетон, только торкрет. :)
Здесь даже сохранился контактный провод, по которому когда-то двигались электровозы.
И вот мы выходим на развилку. Налево уходит штольня, ведущая непосредственно в рудник. Направо — выработка с главной щитовой и загадочными «фурнелями» в потолке. А прямо перед нами, поднимаясь вверх под уклоном, уходит длинная тупиковая штольня.
Заглянем в главную щитовую. Сразу за ней видна одна из двух фурнелей. Вторая находится в ответвлении справа от щитовой.
Фурнели совсем небольшие и соединены под потолком. Их истинное назначение так и осталось для нас загадкой.
Теперь пройдёмся по наклонной тупиковой штольне.
Пройдя несколько сотен метров по вязкой грязи, мы выходим в тупик. С одной стороны штольни находится нечто, напоминающее вентиляционную камеру, а с другой — артезианская скважина, из которой с силой бьёт вода.
В самом конце тупика стоит вагонетка, почти полностью утонувшая в грязи.
Обратно на главную магистраль
Вернёмся в основную выработку. Кстати, справа вдоль всей её длины тянется дренажная канава, по которой вода самотёком вытекает из штольни на поверхность.
Ещё одна ниша, служившая, судя по всему, щитовой.
Над потолком то и дело встречаются характерные для рудников световые короба с предупреждениями о высоковольтном проводе.
По противоположной стене также часто попадаются небольшие распределительные коробки.
Небольшой участок, облицованный монолитным бетоном, с очередной нишей.
И вот мы подходим к повороту. До этого основная штольня шла абсолютно прямо.
За поворотом снова открывается прямой, как стрела, тоннель, устремлённый к основному руднику. Здесь даже сохранилось несколько невыдернутых шпал.
Снова видно какое-то ответвление в стене.
Здесь когда-то были складские помещения.
Пройдя чуть дальше, по другую сторону штольни видим ещё один закуток, вероятно, также служивший складом, но уже без стен и дверей.
Идём дальше и видим сразу три ниши подряд.
В первой, за распашными воротами, располагалась трансформаторная подстанция.
Во второй находилась щитовая.
А в третьей, аналогично первой, был установлен трансформатор.
У места сужения штольни находится последняя ниша с распределительным щитком.
Дальше начинается уже более узкая выработка, которая врезается в один из горизонтов рудника «Перевальный». О том, что находится внутри самого рудника, вы можете прочитать в одном из наших предыдущих отчётов.
