Каждая историческая эпоха, уходя в прошлое, оставляет после себя не только воспоминания, но и материальные следы — иногда в виде величественных памятников, а иногда в форме печальных, забытых руин. После отстранения от власти, а затем и бегства из Грузии бывшего президента Михаила Саакашвили, в стране осталось множество заброшенных и недостроенных объектов, которые стали немыми свидетелями его амбициозных планов.
Архитектурное наследие «европейского выбора»
Период правления Саакашвили ознаменовался активным стремлением Грузии к сближению с Западом, что ярко отразилось и в архитектуре. В наследство стране достались многочисленные объекты, задуманные как символы этого «европейского выбора». Их легко узнать по характерному современному стилю — обилию стекла, бетона и смелых геометрических форм, которые контрастируют с традиционной застройкой.
Одним из самых ярких и одновременно печальных примеров такого наследия стал концертный зал в самом сердце Тбилиси. Его проект разработал всемирно известный итальянский архитектор Массимилиано Фукаса, что изначально обещало появление настоящей архитектурной жемчужины.
Современность в историческом центре: спорное соседство
Этот заброшенный гигант расположен в самом центре столицы, по соседству с футуристическим «Мостом Мира» и живописным парком Рике. Однако попытка вписать столь современное и масштабное сооружение в исторический ландшафт города многим показалась не слишком удачной. Среди горожан и экспертов даже ходили слухи о возможном сносе как самого моста, так и недостроенного концертного зала, что добавляло месту ауру неопределенности и временности.
Исследование изнутри: между легендой и реальностью
Как заядлые исследователи заброшенных мест, мы, конечно, не могли устоять перед соблазном заглянуть внутрь этого необычного объекта. Несмотря на то что территория прилегающего парка охраняется, и сторожа присматривают за заколоченным зданием, проникнуть внутрь оказалось не так уж сложно.
Официально считается, что строительство было полностью завершено еще в 2012 году. Однако, оказавшись внутри, мы сразу поняли, что эти данные далеки от истины. Реальность выглядела совершенно иначе.
Объект явно заморожен на одной из промежуточных стадий. Вместо готового концертного зала перед нами предстала грандиозная, но пустая бетонная коробка с торчащей арматурой и незавершенными коммуникациями — типичная картина долгостроя, застывшего во времени.
Скорее всего, городские власти просто не могут найти необходимые средства, чтобы довести проект до ума. И здание продолжает медленно разрушаться, ожидая своей участи.
Несбывшаяся красота: впечатления от заброшки
Несмотря на плачевное состояние, само здание не может не впечатлять. Даже в таком виде в нем чувствуется размах и смелость архитектурной мысли.
Сложная, почти скульптурная геометрия внутренних пространств и потоки естественного света, льющиеся через гигантские световые фонари, создают удивительную, немного грустную красоту. Здесь есть над чем задуматься.
Неудивительно, что авторитетный итальянский журнал Designboom включил этот проект на первую позицию в своем рейтинге самых необычных культурных центров мира. Потенциал у места колоссальный.
Лично на меня это место произвело сильное впечатление. Даже в запустении оно сохраняет мощь и оригинальность замысла. На мой взгляд, это редкий для постсоветского пространства пример по-настоящему качественной и прогрессивной современной архитектуры, которому, к сожалению, не суждено было реализоваться в полной мере.
А что думаете вы? Стоило ли строить такой амбициозный объект в историческом центре? И есть ли у него шанс на вторую жизнь?
