Маяк Лопатино, возведённый в 1912 году, стоит на возвышенности у одноимённого мыса на восточном берегу Татарского пролива, на Крильонском полуострове острова Сахалин. Это сооружение третьего класса было построено для обеспечения безопасного плавания судов в акватории Татарского пролива, ведущих в порты Невельск и Холмск.
Исторический контекст
После русско-японской войны южная часть Сахалина перешла под контроль Японии. Министерство путей сообщения Японии разработало масштабную программу по строительству маяков в северной части Японского моря, на территории нового губернаторства Карафуто. Необходимость в новом маяке на мысе Кенуси Мисаки (ныне мыс Лопатина) возникла в связи со строительством незамерзающего порта Хонто (современный Невельск), начатым в 1916 году. Точная дата завершения строительства маяка Лопатино остаётся предметом дискуссий, однако, согласно одной из версий, он уже начал свою работу в декабре 1918 года. В 1945 году, по окончании Второй мировой войны, маяк, как и весь южный Сахалин, перешёл под юрисдикцию Советского Союза.
Внутри маяка
А теперь давайте заглянем внутрь этого исторического сооружения.
Перед нами генераторное помещение — сердце энергоснабжения маяка в прошлом.
Помещения, где раньше размещалась сложная электронная начинка, сейчас выглядят довольно скромно. Вся современная аппаратура умещается, грубо говоря, в один небольшой шкаф. Поэтому не будем здесь задерживаться и отправимся наверх.
Поднимаемся по винтовой лестнице всё выше и выше.
И вот мы почти наверху.
Световая кабина — душа маяка
Пожалуй, самое захватывающее в любом маяке, помимо его архитектуры, — это хрустальная линза или призма, расположенная в световой кабине. Это инженерное чудо, преломляющее и усиливающее свет, десятилетиями служило путеводной звездой для моряков.
Давайте выйдем на внешний мостик, окружающий световую кабину.
И вот такой потрясающий вид на окружающее хозяйство и бескрайний простор открывается с высоты. На этом наша небольшая экскурсия подходит к концу.
Если вам понравился этот материал, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание и до новых встреч в наших следующих историях!
