Мало кто знает, но после масштабной эвакуации, последовавшей за аварией на Чернобыльской АЭС, город Припять не опустел полностью. Ещё почти десять лет на его территории продолжали жить и работать люди — дозиметристы, сотрудники милиции и специалисты организации «Спецатом». В одном из домов, в отличие от остальных заброшенных зданий, даже сохранялось водоснабжение и электричество, создавая островок относительной нормальности в сердце зоны отчуждения.
Дом для тех, кто боролся с последствиями
Сегодня я хочу рассказать об одном таком здании — общежитии, где вахтовым методом селились работники «Спецатома». Эта организация занималась крайне важной задачей: конструированием робототехники для ликвидации последствий катастрофы, а также разработкой специальных материалов для дезактивации заражённых территорий.
Средство для дезактивации на заводе «Юпитер», где базировался «Спецатом» в Припяти.
Эти люди жили и трудились в пустом городе атомщиков, всего в полутора километрах от эпицентра трагедии. Несмотря на высокий радиационный фон в целом по Припяти, непосредственной угрозы для их здоровья не было — территория завода «Юпитер», где они работали и жили, была тщательно очищена. Давайте же заглянем внутрь и увидим, как выглядел этот последний оплот жизни в городе-призраке.
Внутри последнего обитаемого дома
В подъезде до сих пор сохранились решётки на окнах.
Девятиэтажное здание больше напоминало большое общежитие с длинными коридорами и скромными комнатами. Именно таким оно и было до аварии, предоставляя жильё молодым припятчанам.
Типичная комната в общежитии.
Сейчас внутри царит запустение. Мебели почти не осталось — её вынесли мародёры или разбили вандалы. Лишь кое-где можно встретить остовы диванов, каркасы шкафов и другие немые свидетельства быта.
Стена в одной из комнат.
Тем не менее, дух 90-х годов ещё витает в этих стенах. После эвакуации всё оставшееся имущество — телевизоры, магнитофоны, бытовая техника — было законно использовано сотрудниками «Спецатома», если на поверхностях не было обнаружено радиоактивной пыли. Эти вещи продолжали служить людям в новых, чрезвычайных условиях.
Следы ушедшей жизни
Мы также нашли здесь окурки и пустые бутылки — скорее всего, следы более поздних «визитов» мародёров, которые активно хозяйничали в Припяти в начале нулевых.
Помещение, похожее на бытовую комнату.
Коридоры подъездов завалены мусором, двери на балконы распахнуты. Однако, что удивительно, уровень радиации здесь в норме — сквозняки, видимо, не занесли внутрь опасные частицы.
Длинный коридор подъезда.
Настоящей находкой стал популярный в Советском Союзе журнал «Юность» за 1988 год. Эта пожелтевшая страница — маленькое, но весомое доказательство того, что жизнь в доме теплилась и после катастрофы.
Журнал «Юность» как свидетель эпохи.
А вот загадочная надпись на стене: «Оля, к машине» со стрелкой, указывающей на выход. Кто, когда и зачем её оставил? Скорее всего, это уже следы периода свёртывания деятельности, когда сотрудники «Спецатома» покидали здание в середине 2000-х из-за прекращения финансирования.
Таинственное послание «Оля, к машине».
Забвение
На момент 2019 года общежитие по адресу улица Леси Украинки, 46 в четвёртом микрорайоне Припяти окончательно опустело. Здесь нет ни жильцов, ни охраны. Снаружи здание, оплетённое растениями почти до шестого этажа, выглядит относительно неплохо, скрывая за своей зеленью внутреннее запустение и тишину.
Внешний вид дома по улице Леси Украинки, 46, поглощаемого природой.
