Дайте Кате полудневку - и она устроит ледовые занятия.
Дайте Мише полудневку - и он починит все вещи.
Дайте мне полудневку. Пожалуйста.
© Ваня
Часть 2. Бегущие по лезвию (первое кольцо)

Начинаем наше первое кольцо.
День 4. Квартирный вопрос.
Сказать что это было неожиданно - не сказать ничего. Во время медленного утреннего бивака, спровоцированного ожиданием осликов, руковод подошла и сказала, что Дима сходит с маршрута и сейчас - самое безболезненный момент, когда можно поступить также, если кто-то не чувствует в себе сил (или уверенности), что сможет завершить поход. Честно говоря, прямо с маршрута при мне сходили лишь в нашей “единичке” на Терскее, а после подобного не наблюдалось. Я понимал, что Диме было достаточно тяжело вчера идти (Комм.Кати: У Димы в день спуска к Юбену начинался отек легких, мы это отсекли нифедипином. За ночь надеялись, что станет лучше, но не стало), но на сиесте он казался вполне здоровым, даже в качестве сюрприза раздал всем большие чупа-чупсы (места детства, флешбэки по моему 2002 году).
Я, конечно, страдал в первый день, но сейчас был вполне себе готов пройти маршрут.
Вместе с Димой мы скидываем и палатку. На квартирном вопросе стоит остановиться подробнее - с ним будут связаны некоторые особенности нашего быта в дальнейшем.
Катя-руковод получила в поход шатер, который рассчитан на 9 человек + техническая зона, где можно готовить пищу, складируется снаряжение и т.д. Поскольку нас было 12, то мы взяли еще палатку-тройку. Прежде всего это для тех ребят, которые были бы против гитарных концертов по вечерам (изначально я рассчитывал жить в палатке, но согласился таскать шатер - как единый и крупный лот общественной снаряги). Однако Дима сходил с маршрута, а значит нас оставалось 11 и обрекать двух бедолаг на заморозку в палатке-тройке никто не решился. Поэтому предпочли “уплотниться” в шатре, а на Диму скинуть палатку, чтобы он доставил ее в цивилизацию. Таким образом, 9-местный шатер вмещал в себя 11 персон, с некоторыми нюансами. Например, дежурным приходилось спать в изначально “технической” зоне: по утру они сворачивали пенки-спальники и на высвободившемся пространстве готовили пищу.

Транспорт.
Тепло попрощались с Димой, он сказал, что попробует по страховке организовать себе выезд и дальнейший вылет (не зря все-таки мы ее оформляли, да). В это время как раз пастух пригнал к нам осликов, мы погрузили уже выверенную общественную поклажу и вышли на маршрут.

Ребята были воодушевлены: легкие рюкзаки, шли по красивому каньону сначала, который был в тени, а затем - свернули на красивые лужайки, где паслись коровы. Будь трава чуть выше, да парочка елок - почти реклама “Милки” на заливных альпийских лугах.

Вероника созерцает
Меня же ситуация раздражала: да, может и красиво, да, легкие рюкзаки. Но темп абсолютно не мой! Мы шли значительную часть маршрута за ослами, которые не всегда хотели двигаться, а если и перемещались, то медленно по меркам человека. Конечно, тут можно вставить “раз такой быстрый - сам бы и тащил всю снарягу, надо благодарным быть”. Безусловно, польза есть, но каждый раз одно и то же - тропа слишком узка, чтобы разойтись.
Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.
Мы идем впереди, а на привале они нас обгоняют. Потом мы начинаем идти - и упираемся в ослиные задницы.
Миша с Федей дурачатся.
До обеда слушал выпуск “Общественный прогресс” подкаста о философии. Я скачал себе на телефон 15 длинных выпусков аудиобесед, чтобы немного отвлекаться от походной рутины и сегодня как раз начал разбирать взятый аудиобагаж.

Встаем на обед.
К обеду опять начало подташнивать. Я не помню, пил ли в тот день какие-то таблетки или все прошло само по себе. Но вот что чувствовал себя не очень хорошо на обеде - даже записал в блокнот.
Обедали на хорошей площадке, однако периодически мимо нас проходили бычки. Один из них был каким-то агрессивным, единственным рогом он подкидывал песок (есть мнение, что именно потеря рога - в бою или по болезни и инспирировали подобное поведение), сопел и дергался так, будто планировал устроить корриду, чем не на шутку переполошил наш бивак.

Крутой кадр поймал Стас.
Однако агрессивная потенция схлынула, и бык ушел вниз по долине. Ну а наша задача была обратной - подниматься наверх, вслед за осликами, которые утащили наш скарб на озеро Зардив.

Высохшие озера-блюдца.
После обеда ситуация кардинально изменилась. Меня никто не ограничивал по скорости, я шел так, как привык, и тут как раз легкий рюкзак был очень кстати: за 20-минутную ходку мы лихо запрыгнули на 140 метров, и по мере увеличения высоты, солнце становилось все более щадящим.
Наконец, когда мы вышли к высохшим мини-озерным блюдцам, открылась величественная картина Зардива, расположившемуся между осыпными и травянистыми склонами. Вот ради подобного и стоит ходить в горы!


На правах автора вставлю фотку с собой.
Через полчаса мы встретили нашего погонщика с животными, который уже возвращался. Он объяснил, что оставил снарягу на ручье, мимо которого мы проходили. Собственно, в пять часов вечера, достигнув ручья, мы нашли адекватную стоянку, парни разгрузили легкие рюкзаки и отправились на ручей за общественной снарягой.

Вышли в котловину Зардива.
Цепочкой перекидали через бурлящие потоки воды все железяки, веревки, продукты и топливо и дотащили до места бивака.

Уже завтра я предвкушал, как тяжелый 30-кг рюкзак будет давить мне на плечи, окончательно узаконив начало нашего похода 4 к.с. До этого все казалось какой-то прелюдией с костылями.

Ручей, на котором мы стоим ночью
Таня достаточно долго успокаивала Полину. Запечатлел этот момент. Если бы читался бы контекст, я бы отправил его на фотоконкурс нашего турклуба. Но без пояснения не ясно, что здесь происходит.

Медик за работой: Танюша успокаивает волнующуюся Полину
Уже вечером, когда мы битком набились в наш шатер, обнаружилась новая проблема. Часть ребят были с пенками, часть - с надувными ковриками (“надувастиками”). И автоматически формировался “пеночный” сектор шатра и сектор “надувастиков”, которые не могли перемежаться между собой - пеноничники просто проваливались между соседями и спать было неудобно. Однако если с задачей размещения справится почти любой школьник, то у нас это осложнялось тем, что дежурные постоянно менялись, и, в зависимости от того, кто сегодня дежурил - люди с пенками или с надувастиками, то и пропорции по занимаемой площади шатра между этими двумя фракциями постоянно переигрывались.

В общем, в первую ночь, в столь плотных условиях, мы заморочились, чтобы всех адекватно раскидать. Меня спасало, что я спал в спарке (соединенных двух спальниках) с Таней, поэтому отодвигать нас куда-то от центра было проблематично.
<==День 3. Вайб Моисея.День 5. Ослиный дзен==>
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 4. Квартирный вопрос.