
На фоне двух предыдущих дней, сегодня мы передвигались в относительно расслабленном режиме. Дикий спринт на старте, связанный с тем, что мы приехали на маршрут на несколько часов позже планируемого, привел к тому, что в первый день мы должны были пройти полуторадневную программу и выполнение подобного подорвало наши силы. Вероятно, из-за этого мы и не смогли дотащить заброску вчера на 5000, ограничившись 4700. Сегодня задача была спуститься в Юбен, встретить машину, переехать в Седж, откуда начиналось наше полноценное первое кольцо. Если бы нам удалось это сделать в обед, то было бы замечательно.

Но проблема заключалась в том, что таджикская логистика вносила свои коррективы. Но об этом позже.
Я с утра себя чувствовал достаточно хорошо (насколько это возможно на третий день в высокогорье) и даже не пил никаких таблеток. Под легким рюкзаком сбрасывать почти 800 метров - тут сложно было найти какие-то препоны, разве что погода могла подложить свинью. Но окидываю взглядом утреннее небо - нет, не планирует.

Легкое амбре разлагающегося барана с утра несколько раздражало рецепторы. Кате Е., показалось, что пахнет трупом и в самом шатре, но я предположил, что запах схож с газовым, который периодически вырывается при накрутке баллона на горелку.
Потихоньку пошли назад, к Юбену. В конце разливов нужно было правильно подсечь тропу и Катя Е. выдала мне на одну ходку навигатор, чтобы я не промахнулся. Не промахнулся - увел всех на правильную дорожку, которая траверсировала через крутосклонные зеленые полянки.
Где-то ходке на четвертой, поймал себя на мысли, что похож на какого-то проповедника, который идет с посохом и тащит за собой последователей. Белая рубашка и одинокая трекинговая палка как раз способствовали формированию подобного образа. Однако с историческим прототипом пока еще не определился - для Гендальфа я был молод, а остальное в голову не шло.

Ближе к половине десятого солнце снова начало жарить. На тот момент мы прошли добрую половину пути - даже миновали место сиесты на островке в наш первый ходовой день. Я прикинул, что мы сбрасываем в 2,5 раза быстрее, чем набирали, поэтому “еще чуть-чуть и мы в Юбене” не давало покоя ни мне, ни тем, кто шел рядом в “голове” группы. Однако это “чуть-чуть” как-то затягивалось.

Я обратил на это внимание уже за пару километров до конца маршрута. На участке тропы вдоль прижима тени не было - поэтому делать привал приходилось прямо на тропе, на палящем солнце. Почему-то сильно отставал Дима, внешне казавшийся физически здоровым, однако шедшим медленно. Другие ребята разгружали его (забрали веревку еще до обеда, после - что-то еще - прим.Вани), однако будто это не сильно помогало: любой локальный подъем вверх сразу приводил к тому, что “хвост” отставал минут на 25 при 15 минутах ходьбы.

Параллель найдена: я будто Моисей, который водил евреев по пустыне.

После очередного затяжного привала Катя Б. посоветовала просто одной ходкой дойти уже до полянки, откуда мы стартовали в первый день - “каждый в своем темпе”.
Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.
Даже будучи лидером, у меня ушло на это полчаса. Те, кто дошли в “голове” - точно также сварились, особенно Катя З., которая почти сразу после прибытия на берег речки напротив Юбена, отправилась охлаждаться в реке. Большая часть группы последовала ее примеру, когда дошла до конца, сбросила рюкзаки и поставила тент.
Пока готовился обед, руковод связался с таджкиским контрагентом, который руководил всей нашей логистикой.

Обещал, что машины будут “вот-вот”. Однако мы уже поняли, что в этой стране зачастую все решается “иншалла”, поэтому хоть и надеялись на пунктуальность, но все же сюжет с опозданием выкидывать не стали.

Вероника и коровки.
Так и вышло - машина приехала гораздо позже (не в 3 часа, а ближе к 7), да еще и в единичном экземпляре. Получается, что вместо того, чтобы полным составом оказаться в Седже еще в 4 вечера, мы прибыли туда уже в ночи. Водителю, любителю бадахшанского фолк-транса и поспать за рулем, пришлось дважды мотаться от Юбена до Седжа (тут расстояние чуть менее 20 км в одну сторону), чтобы перевезти нашу братию.
Однако проблемы на этом не кончились. Поскольку я ехал в первой машине, то был свидетелем того, как в Седже мы разместились во дворе какого-то фермера, который владел ослами. Про то, что Катя Б. и Катя З. рассчитывали на использование тягловой силы я узнал лишь в Хороге (я хоть и занимаюсь логистикой, но, видимо, ослики были ближе к финансовой стороне похода, нежели логистической). Руковода еще в Москве сориентировали, что за осла больше 15 баксов платить не стоит. Местный фермер упрямился и заламывал цену до 200 долларов за 2 ослов. Естественно, Катю это не устроило и она отправилась на поиски альтернатив.
Сильным подспорьем в этом плане была Вероника - психолог по образованию и крайне языкастая девушка, которая без проблем находила общий язык с теми, кто вызвал у меня бы ступор в большинстве случаев. Взяв до кучи Федю (все же две русские девчонки, которые в потьмах в памирском кишлаке ищут ослов - это история, выглядящая как завязка фильма Саши Сулим), они отправились дальше в село, искать ослов. По итогу с кем-то договорились, оставив “монополиста” без прибылей. Впрочем, спасибо, что не выгнал за такую нелояльность.

Пока трио искало осликов, мы ставили шатер прямо во дворе этого фермера, в пыли и камнях. Стас и Ваня, будучи завхозом и снаряженцем соответственно, в темноте маялись с распределением еды и снаряги на самое длинное 10-дневное первое кольцо маршрута.

Завхоз за работой.
Меня рубило - все же вставали мы в 4-4:30, а время было начало одиннадцатого вечера, но хотелось как-то помочь остальным. По итогу немного поперекидывали еду из пакета в пакет, дабы нагрузка была сообразной на каждого.
Уже завтра все эти водители, владельцы осликов, фермеры закончатся и начнется полноценный автономный поход. Удивительно, но впервые в горах я уже хотел избавиться от лишних людей.
<==День 2. Фармацевтический концернДень 4. Квартирный вопрос==>
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 3. Вайб Моисея.