Девятый день похода: встреча с Ушбой и возвращение к цивилизации

— А можно попросить вас сказать «Три минуты» менее начальственным тоном?
— Как просят наши постоянные клиенты — Три Минуты. ©

Из разговора с нашей руководительницей Катей.

Утренний пейзаж перед выходом.

…Мы поднялись ещё затемно, при луне! Дежурный встал на полчаса раньше всех, но за это время спутник успел скрыться. Жаль, что фотографы не видят эту красоту — им бы точно понравилось!

Ночью и утром со стороны висячего ледника доносился сильный грохот. Честно говоря, за все свои походы я не припомню такого пронзительного, скрежещущего звука рядом с лагерем. Хотя, на Алтае мы однажды видели, как прямо на наших глазах обрушился карниз, но то был разовый случай, а здесь — постоянный фон.

Величественный ледяной водопад.

План на день: подъём и спуск

Накануне Катя озвучила план: сегодня нам предстояло продвинуться вперёд на километр и при этом спуститься на полтора километра вниз. На бумаге это звучало как простая песенка, но я уже представил себе этот километровый подъём по леднику — и стало как-то не по себе, ведь идти снова придётся в связках (опять!). А сбросить полторы тысячи метров высоты?

До сих пор помню те кровавые носки после двухкилометрового спуска в Безенги. А впереди по маршруту ещё 23 километра. В общем, предстоящий день не вызывал у меня ни капли энтузиазма.

Вышла ещё и неловкая ситуация: пока Катя была занята делами, я начал закрывать кухню и делать утреннюю зарядку. В этот момент наш руководитель быстро завершил свои личные дела и стал торопить всех на выход — день обещал быть долгим. Как тут не раздражаться? Сначала я занимаюсь общими делами, а потом личными. Пришлось немного побегать, собирая мысли в кучу, и даже спуститься метров на 30 по осыпному склону.

Подход к леднику снизу.

Следуя традиции бывалых туристов, я почистил зубы на первой же остановке. Это должно было случиться рано или поздно.

По леднику — снова в связках

Открытый ледник сильно растрескался. Вчера замыкающей была Таня, сегодня — Петя. Я стартовал предпоследним, но к концу участка оказался в первой тройке. В целом, мне не нравится, когда невозможно контролировать темп ходьбы, отставая от «головы» группы, особенно после двух с половиной дней замыкания.

Мы несколько раз надевали кошки и дошли до закрытой части ледника. Катя настояла, чтобы все снова встали в связку (хотя мне это казалось излишним). И снова начались те самые неудобные движения, когда ты «связан железной цепью» с другими.

Начинаем подъём.

Поскольку сегодня солнце впервые ярко светило на ледник, мои очки будто перестали меня защищать. Я попросил Ваню достать из ремкомплекта запасные стёкла, впервые в походе вставил линзы и надел свои новые (для меня) стильные очки!

Цель уже близко.

На перевале

Неожиданно быстро, всего за 5 часов, мы добрались до перевала Гурба. Наверху было очень приятно сделать привал, мне даже удалось снять рюкзак и прислонить его к спине, пока Катя писала записку для турклуба.

Обратите внимание: Слезы в ботинках-2024. День 0. Страховка по-свански.

Конечно, если мы достигли целевого перевала уже к 12 часам, то до вечера точно успеем спуститься на нужную высоту.

Лирическое отступление: вид с перевала.

Наша группа на перевале.

Мы сходили и на соседний перевал (у нас были не только туристические, но и разведывательные задачи!) и тоже оставили там свою записку.

Главное — не улететь вниз.

Второй раз идём в связках на спуске.

Спуск к Ушбе

Спуск начался! Мы шли по очень приятному снежнику, потом по осыпям, порой даже попадая в какие-то сумасшедшие слаломные виражи, и снова выходили на снежники. В итоге мы за 17 минут спустились почти на 300 метров и остановились на зелёной поляне у подножия Ушбинской стены.

К сожалению, главные красоты окрестностей были скрыты облаками. Катя переживала по этому поводу больше всех, ведь во многом выбор потенциальных стоянок и вариантов маршрута зависит от того, открывается ли хороший вид на ту или иную вершину.

Наконец-то вырвались на траву.

Я вытряхнул из рюкзака несколько вещей, которые нужно было просушить. Пока все были заняты обедом, я попросил нашего руководителя сделать мне массаж спины, и Катя не отказала.

С каждым годом мысль о том, чтобы найти в поход профессионального массажиста, становится всё навязчивее. Что поделаешь, возраст — за тридцать.

Ушба, укутанная облаками.

Хоть сама Ушба и не показалась, все облака прочно закрепились на ней, а прилегающие долины залило солнечным светом. После обеда настроение улучшилось, и мне даже начало казаться, что я почувствовал тот самый свет катарсиса, которого не было с самого начала похода!

Кадр, сделанный Ваней.

Мы пробирались по лугу внизу. Увеличили время ходьбы до 35 минут, однако в одном месте вдруг замерли… в надежде поймать момент, когда Ушба освободится от облаков!

Вглядываемся вверх.

Мысли на подходе к цивилизации

Первый большой кольцевой участок подходит к концу, рюкзак максимально облегчён (даже мой, наверное, весит не больше 23 кг), погода располагает к быстрой ходьбе и, надеюсь, даст возможность просушить всё то, что не успело высохнуть раньше. Наконец, завтра потенциальный днёвка, а это значит: душ, интернет, нормальные туалеты. Больше всего меня беспокоит вот эта связь с внешним миром — а вдруг диссертационный совет вынесет какое-нибудь решение, а я буду гулять у подножия Ушбы?

Последний привал перед цивилизацией.

Когда мы пришли в нужное нам село, я долго разговаривал с Ваней о туманных перспективах социально-экономического развития Грузии и о некоторых ключевых моментах, которые я отметил по дороге в Сванетию. В это время группа искала гестхаус, который предоставлял услуги трансфера и хранил часть нашего снаряжения.

Возвращение в цифровой мир

…Прошло два часа. Я зашёл в интернет (студенты, видимо, уже начали думать, что я пропал), связался с диссертационным советом и обнаружил, что мне нужно привести автореферат в должный вид. В МГУ есть такая особенность — что-то, связанное с кандидатской, нужно прислать ещё до середины лета!

Я умылся и даже помыл голову — Таня предоставила мне все необходимые средства. Теперь придётся сохранять эту дурацкую причёску ещё дня три.

Кстати, где-то в середине похода, в порыве «памирской ностальгии», я заявил, что из нас четверых я мыл голову только один раз (да и то наспех). Со стороны это прозвучало дико, меня тут же обвинили в пренебрежении гигиеной, и никакие доводы не могли остановить моих товарищей. Ни надежда на сухость высокогорного воздуха, ни свойства современных тканей, ни тот факт, что лёгкие осадки не промочили снаряжение и не вызвали прелости в тех местах, где оно соприкасается с телом. Ничто не помогало!

Но к этому разговору мы вернёмся позже, во время второго большого кольца.

Вечер в гестхаусе

По традиции, в цивилизации нас ждал роскошный ужин, который приготовила жена хозяина Сосо. Единственное, что смутило, — это почти полное отсутствие мяса (в основном была картошка). Овощи и свежий хлеб были великолепны, но кухня показалась не совсем типично грузинской.

Впрочем, это мелочи. Сегодняшний день получился отличным, а ночь в нормальных условиях помогла мне качественно перезагрузиться.

Вид на Ушбу с руин рядом с домом Сосо.

[Мой] Кавказ Туристические Путешествия Путешествия Горы Кавказские горы Туризм Горные туры Пеший туризм Альпинизм Сванетия Грузия Отдых на природе Длинные посты 0

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Слезы в ботинках-2024. День 9. Поцелуй Ушбы.