
Пора двигаться вниз.
Помню наш разговор с Сашей:
— Я видел, как ты упал, но ты не пострадал. Я пришел к выводу, что скатиться со склона не так уж и страшно.
— Так стоп, стоп, ты делаешь неправильный вывод из этой ситуации! ©
Ночёвки на высоте давались нелегко — ночи были прохладными, а с ледника временами налетал пронизывающий ветер. Спасала только морена, на которой мы стояли. Если бы наш лагерь располагался прямо на льду, как это случалось позже, было бы гораздо суровее.

Вид на так называемый «Овечий лоб».
Утро в палатке
Накануне Катя предупредила, что в случае дождя будем сидеть под тентом. Утром её слова сбылись — дождь барабанил по ткани, и первую половину дня мы провели в палатках. Позавтракав кашей, я долго и безуспешно пытался отчистить миску от земли в ближайшем снежнике. В конце концов махнул рукой, дошёл до ручья и быстро справился с задачей.
Тем временем Ваня занимался починкой автоклава герметиком. Замечаю, что автоклавы, наряду с горелками, — самое хрупкое общественное снаряжение практически во всех моих походах. Наше сванское трио не стало исключением.
Решение спускаться
После обеда погода, кажется, наладилась, и я решил, что пора двигаться. Внутренний голос подсказывал, что внизу будет лучше. Пришлось запихивать в рюкзак совершенно мокрую палатку, но сборы заняли недолго.

Отличное место для сброса высоты!
Первая часть спуска далась тяжело — давали о себе знать боли в суставах. К тому же, местность была сложной: склоны, усыпанные конгломератами, где каждый неверный шаг грозил падением.
Спустившись метров на двести, мы вышли на открытый участок ледника. Я обрадовался, что не нужно идти в связке и возиться с обвязкой. Быстро переобулся в кошки.

Как же я люблю ледники.
Движение по леднику заняло около часа. Никаких сложных участков для распутывания не было, лишь несколько раз пришлось перепрыгивать небольшие трещины (есть даже видео), но в целом всё было довольно рутинно.

Как я люблю ледники - 2

Как я люблю ледники - 3
Я даже позволил себе включить музыку и просто идти, наслаждаясь видом. Однако тропа вскоре повела по морене, и лёгкая прогулка закончилась. Пришлось выключить плеер, снова сосредоточиться и осторожно передвигаться по неустойчивым камням. Для моих прямых ног это было непросто, но не критично.

Как я люблю ледники - 4
Река и неверный выбор
Группа остановилась, когда нужно было обойти бурный поток реки.
Обратите внимание: Прогулялся по заброшенному торговому центру эпохи СССР. Сделал для себя выводы, с которыми многие не согласятся.
Катя осторожно спустилась по гравийному склону и встала почти у самой воды, открывая вид на могучую горную реку Ланкрофт. Зрелище было почти голливудским. Я же увидел альтернативу — более крутой, но более открытый участок склона из конгломерата, дальше от берега. Перекрикивая шум реки, я сказал Кате, что, возможно, стоит попробовать пройти здесь.Она ответила, что я могу попробовать сам. В это время рядом готовился Илья, и я предложил ему идти первым. Однако он быстро вернул мне это «право». Я пошёл.

Хорошо виден след, оставленный моим телом на склоне.
Конгломератный склон оказался коварнее, чем я предполагал. Ступеньки не держали, и как только я перенёс вес на крутизну, подошвы соскользнули. Я принял горизонтальное (точнее, параллельное склону) положение и медленно поехал вниз. Год назад на моих глазах Катя попала в подобную «реку» из камней, но тогда я успел её остановить и вытащить. Сейчас я был далеко от группы и предоставлен сам себе.

Ушёл со стыдом.
Своим телом я проскрёб метров четыре-пять. Рассек руку на сгибе, но к моменту написания этих заметок царапина почти зажила (во время похода она открывалась ещё не раз, особенно при свободном лазании или падениях). Удивительно, но моё падение заметил только Илья, который, видимо, передумал следовать моим путём и присоединился к остальным.

С Ваней и Ильей.
В такой ситуации я пытаюсь убедить себя, что хотя бы даю товарищам пищу для размышлений: говорят же, что на чужих ошибках учатся. Однако вечером в лагере Саша полностью разбил мою логику! Я пытался доказать, что при другом стечении обстоятельств всё могло сложиться иначе, а мои царапины — просто расплата за недооценку рельефа, а не закономерный итог излишней самоуверенности.
Вечерний лагерь и итоги дня

Мы прекрасно разбили лагерь.
Место для ночёвки было чудесным — каменистая коса у реки. Достаточно низко, чтобы росли деревья и кусты, поэтому, когда я ночью разжёг костёр для утилизации мусора, проблем с топливом почти не было. Саша помогала собирать ветки, что создавало более уютную атмосферу, чем обычно. Меня сопровождали Ваня и Петя, увлечённо обсуждавшие искусство фотографии.
Разумеется, после падения мне пришлось заняться собой, в результате чего обе руки и левое колено оказались забинтованы. Как я уже говорил: «Альпинизм и горный туризм — это изящный способ саморазрушения и одновременно удовлетворения тщеславия».

Сжигаю второй том «Хроник».
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Слезы в ботинках-2024. День 4. Неожиданные выводы.
