Утро с арендованной "Самарой"
Наше утро началось с того, что мы отправились забирать арендованную машину — ВАЗ "Самара". Парень, сдающий авто, работает самостоятельно, и в его небольшом парке было несколько "Грант" на механике и автомате, а также одна "Самара". Как раз перед нами три девушки взяли "Гранту" с автоматической коробкой за 1800 рублей в сутки. Мы заключили договор, оставили залог в пять тысяч и пошли осматривать наше транспортное средство. Внешне машина выглядела довольно сносно для отечественного автопрома, если не считать пары мелких царапин. Однако моя спутница Юля, увидев её, скептически заметила: «Может, мне лучше рядом пешком пойду?» Её особенно удивило, что автомобиль был 2012 года выпуска. Мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к механической коробке передач, в то время как Юля заметно нервничала.
В путь: заправка, погранцы и дорога
Первым делом мы заехали на заправку, так как бак был почти пуст, а затем отправились к пограничникам за пропуском. Их пункт находится недалеко от аэропорта, в Каспийске. Прождав у ворот около получаса, мы получили документы, которые, как потом выяснилось, нам так и не пригодились.
Затем мы включили навигатор, подключили музыку через AUX и двинулись в сторону Кумуха — до этого посёлка дорога должна была быть вполне приличной. На подъёмах наша "Самара" брала не очень резво, но хотя бы обгоняла грузовики. По пути мы купили в придорожной лавке вкуснейшей хурмы.
Обед в Левашах и особенности автомобиля
Было уже около двух часов дня, когда мы добрались до последнего крупного посёлка на нашем пути — Леваши. Там мы решили пообедать. На карте я нашёл кафе «Самарканд» с рейтингом 4,9 из 5. Место выглядело довольно презентабельно, и мы опасались, что цены там будут высокими.
По пути нас поджидали небольшие сюрпризы с автомобилем. Сначала мы долго не могли понять, как открыть багажник, где лежал наш рюкзак (при получении машины его открывал арендодатель). Кнопка на самой крышке не работала, а внутри салона я не находил привычного рычажка. Оказалось, что багажник открывается кнопкой, расположенной над левым коленом водителя. Затем мы заметили, что электростеклоподъёмник на пассажирской стороне хоть и опускался нормально, но поднимался с большим трудом — приходилось помогать ему руками. Кроме того, при постановке на сигнализацию не всегда закрывались все двери — то одна, то другая оставались неприкрытыми, приходилось перепроверять. Ручной тормоз нужно было затягивать до самого упора, чтобы машина не откатывалась.
Но на деле оказалось, что в кафе совсем недорого, очень вкусно и сытно. Лагман с щедрой порцией мяса стоил всего 100 рублей. Интересно, что там сидели и местные пожилые люди, просто пили чай. После «Самарканда» мы заглянули в уютную кофейню и снова поразились обилию огромных и при этом недорогих тортов.
Дорога наступает, встреча с баранами и решение заночевать
Мы продолжили путь, а время уже клонилось к вечеру... В октябре темнеет рано, и уже в 17:30 стало совсем темно. Свернув с основной дороги в сторону Кумуха, мы упёрлись в стадо баранов, которое пришлось пропускать несколько минут.
К пяти часам вечера мы въехали в Кумух. На горизонте уже виднелись заснеженные горные вершины, куда мы так стремились... Но темнело стремительно, и мы решили не рисковать ехать дальше до Бурши, так как, по словам местных, дорога туда оставляет желать лучшего. А ехать по плохой дороге в полной темноте вдоль обрыва — не лучшая идея.
Поиск ночлега и встреча с Гаджи
С собой у нас была палатка, но мы решили поискать гостиницу, чтобы не разбивать лагерь в темноте. Карты показывали, что в Кумухе гостиниц нет. Мы спросили у встречного местного жителя, и он подтвердил, что гостиниц нет, предложив обратиться в интернат. Но мы решили попробовать спросить в одном из немногих новых зданий села, которым оказалась администрация Лакского района.
Мы поднялись на третий этаж и заглянули в первый попавшийся кабинет, где нас встретил мужчина по имени Гаджи. Он радушно поприветствовал нас и сразу предложил чаю. «Не переживайте, — сказал он, — ночлег найдём». Он сделал несколько звонков, смысл которых мы не поняли, так как разговаривал он на местном наречии. В итоге Гаджи объявил: «Рабочий день закончился, я вам жильё нашёл, но сначала поедем ко мне».
Гостеприимство и выбор на ночь
Мы поехали к нему домой. У него оказался небольшой частный дом, где он жил с женой и гостившим внуком. Его жена накормила нас шурпой и разными сладостями. В какой-то момент Гаджи достал коньяк и самогон. На наш вопрос: «Но ведь мусульмане не пьют?» — он рассмеялся и ответил: «Это в Махачкале им делать нечего, а мы — нормальные люди». Самогон, как выяснилось, ему подарил знакомый из Калуги, был он персиковый — на вкус мне очень понравился, хотя я не большой любитель этого напитка.
После застолья Гаджи предложил нам два варианта: остаться у него или заселиться в квартиру из программы расселения ветхого жилья, которую как раз ремонтируют (там, по его словам, были матрас и вода). Мы выбрали второй вариант, чтобы не обременять таких гостеприимных людей.
Гаджи проводил нас до нового четырёхэтажного дома, показал квартиру и, пожелав спокойной ночи, ушёл. Мы расстелили спальники на матрасе и быстро уснули, думая о том, что завтра нас ждёт долгожданная дорога до Бурши, а там уже рукой подать до заветной горы Пабаку...
