Заброшенные корабли и огненные исполины: мое путешествие на Северные Курилы

Курильские острова для меня — это место невероятной, почти инопланетной красоты, но при этом одно из самых труднодоступных и, на мой взгляд, недооцененных туристических направлений в России. Даже по сравнению с уже раскрученными Камчаткой или Сахалином, добраться сюда и организовать поездку куда сложнее и дороже. В этой статье я хочу поделиться впечатлениями от короткого, но насыщенного путешествия в северную часть Курильской гряды, где суровая красота дикой природы удивительным образом сочетается с эстетикой запустения и заброшенности.

Почему именно Курилы?

Идея увидеть Курилы своими глазами родилась спонтанно, когда я узнал о доступном морском маршруте из Петропавловска-Камчатского в Северо-Курильск. Раз уж я и так планировал провести месяц на Камчатке, почему бы не расширить горизонты? Это был шанс увидеть то, о чем мало кто рассказывает. (К сожалению, в открытых источниках информации о таких поездках не так много, и приходилось собирать данные по крупицам).

Безусловно, есть вариант быстрее и комфортнее — вертолет. Но его стоимость, около 30 тысяч рублей, даже по меркам Дальнего Востока выглядит астрономической. Поэтому морской путь, несмотря на все сложности, стал для нас единственным разумным выбором.

Пейзажи по пути завораживали своей суровой текстурой.

Постапокалипсис у причала: кладбище кораблей

Поскольку наш блог часто обращается к теме руин и заброшенных мест, мы не могли пропустить легендарное «кладбище кораблей» в порту Северо-Курильска. Это зрелище, одновременно грустное и завораживающее: торговые суда, отслужившие свой срок, выброшены на берег и медленно отдаются на растерзание соленому ветру и волнам.

Из-за удаленности и сложной логистики эти металлические остова так и не были утилизированы. Хотя, если цены на металлолом взлетят, возможно, их все же разберут. Многие скажут, что это просто хлам, загрязняющий море. Но лично я вижу в них нечто большее — они стали органичной частью пейзажа, своеобразным памятником эпохи. Возможно, именно такие объекты и станут неожиданными достопримечательностями, когда на Курилах наконец случится туристический бум.

В том, что этот бум рано или поздно наступит, я не сомневаюсь. Вопрос лишь в сроках.

С экологической точки зрения, после слива топлива, масел и демонтажа дизель-генераторов, эти суда становятся относительно безвредными. Чаще всего при «броске» корабля разбирают именно машинное отделение — самую ценную часть.

К сожалению, многие ржавые гиганты стоят далеко от берега, и рассмотреть их в деталях можно было только с помощью квадрокоптера.

Но хватит о печальных заброшенных кораблях.

Обратите внимание: "Грустное зрелище" Заброшенный советский завод с небольшим кладбищем техники на задворках.

Давайте лучше обратимся к истинным жемчужинам Курил, ради которых, собственно, все и затевалось. Первой точкой нашего маршрута стал небольшой, по местным меркам, вулкан Токетоми на острове Атласова. Сам остров — это, по сути, гигантский вулкан Алаид (2339 м), который часто называют «Русской Фудзи» за его идеальную коническую форму.

В царстве огня и воды: встреча с вулканами

Добраться до подножия Алаида у нас не было ни сил, ни средств (аренда лодки на час обошлась бы в целое состояние), поэтому мы решили ограничиться восхождением на Токетоми. Этот вулкан уникален для Курил: в 1933 году здесь произошло единственное документально подтвержденное подводное извержение. В результате на окраине острова вырос новый вулканический островок, который со временем соединился с основным массивом.

Черный вулканический песок на местном пляже так и манил к себе, но ледяная вода и пронизывающий ветер быстро отбили всякое желание искупаться. Подумалось: будь этот остров чуть южнее, он давно стал бы меккой для туристов.

С вершины Токетоми открываются умопомрачительные виды, но и здесь без квадрокоптера было не обойтись — он позволил увидеть масштаб во всей красе.

Следующей целью стал другой вулкан, расположенный недалеко от Северо-Курильска, — Эбеко.

Эбеко — это сложный действующий стратовулкан высотой более километра. На этот раз природа решила испытать нас на прочность: ветер был таким сильным, что квадрокоптер взлететь не смог, а едкий дым от фумарол постоянно скрывал обзор, мешая сделать хорошие кадры.

Несмотря на то что Эбеко — один из самых активных вулканов региона, нам так и не удалось добраться до его вершины. Ветер постоянно менял направление, нагоняя на наш путь облака ядовитого дыма, и в какой-то момент пришлось признать поражение и отступить. Горный туризм всегда учит смирению, но вулканы требуют двойной, а то и тройной дозы осторожности. И все же эмоции от этого несостоявшегося восхождения были даже острее, чем от более простых маршрутов на Камчатке — здесь чувствовалась настоящая, неукротимая мощь природы.

В завершение хочу отметить один удивительный факт. Со склонов вулканов стекают реки, которые образуются от слияния множества ручьев. Взгляните на цвет этой воды! Необычный желто-зеленый оттенок — результат того, что ежедневно речные потоки выносят в Охотское море около 35 тонн железа и 65 тонн алюминия, вымытых из вулканических пород.

Интересно, сможет ли человечество в будущем научиться в промышленных масштабах извлекать эти минералы из «вулканических отходов»?

Если вас интересуют ежедневные отчеты из руин Telegram, пожалуйста, посмотрите

[my]Путешествия Туристические достопримечательности Руины Местная история Остров Математика Длинный пост 8

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Путешествуем по Курилам: постапокалиптическое "кладбище кораблей" и неземная красота вулканов.