Не так давно мне посчастливилось подняться в кабину двух знаменитых воздушных рабочих лошадок — транспортного ИЛ-76M и его собрата, самолёта-заправщика ИЛ-78. По сути, 78-я модель — это летающая бензоколонка, способная дозаправлять другие самолёты прямо в воздухе. Внутреннее устройство их кабин практически идентично.
На фото — как раз ИЛ-78. Улыбка сама просится на лицо, когда видишь эту мощь. =)
Ранее я уже рассказывал об одной уникальной особенности ИЛа — остеклённом полу на месте штурмана. Если интересно, подробности можно найти по ссылке в конце этого материала.
Органы управления: центр управления полётом
А сегодня предлагаю заглянуть в самое сердце самолёта — кабину пилотов, и разобраться, как выглядят и для чего нужны основные органы управления.
Перед нами общий вид рабочих мест двух главных людей в кабине — командира воздушного судна и второго пилота. Последнего в официальных документах часто называют помощником командира корабля (ПКК). Традиционно место командира расположено слева, а его помощника — справа.
Экипаж легенды
Для полноценной работы этого сложного комплекса требуется целая команда специалистов. Штатный экипаж ИЛ-76 состоит из семи человек: командир корабля, помощник командира, штурман, старший бортовой техник, техник по авиационно-десантному оборудованию, старший воздушный радист (он же оператор радиоэлектронной борьбы) и старший воздушный стрелок. Каждый — виртуоз в своём деле.
Вот так выглядит рабочее место командира — всё под рукой, всё для контроля над ситуацией.
А это — пост помощника командира, зеркально отражающий ответственность.
И главный символ управления — штурвал командира. Именно его повороты и наклоны диктуют многотонной машине траекторию полёта.
Рабочие места других членов экипажа
Позади пилотов расположены другие важнейшие посты. Вот рабочее место бортового радиста — связующее звено между самолётом и землёй.
А это — командный пункт бортинженера. Он находится сразу за креслом командира, и отсюда ведётся контроль за работой всех систем и двигателей летательного аппарата.
Сердце системы управления: что такое бустеры?
Отдельного внимания заслуживает панель управления бустерами. Давайте разберёмся, что это такое, простыми словами.
Бустер — это ключевой элемент системы управления самолётом, своего рода гидравлический «мускул». Его задача — помочь пилоту. Без бустера отклонение рулей или элеронов потребовало бы от лётчика титанических усилий. Бустерная система берёт эту нагрузку на себя, позволяя управлять гигантом почти так же легко, как автомобилем, но при этом сохраняя важную «обратную связь» — ощущение сопротивления и поведения машины.
На ИЛ-76 используется гидравлическая схема. Если грубо описать принцип работы: когда пилот двигает штурвальную колонку, он воздействует не напрямую на руль, а на управляющий элемент бустера (золотник). Тот, в свою очередь, направляет поток гидравлической жидкости от насосной станции в силовой цилиндр. Этот цилиндр уже и приводит в движение рули или элероны.
Однако такая система работает «необратимо» — пилот не чувствует аэродинамических нагрузок на рули. Чтобы вернуть лётчику это ощущение, существуют специальные загрузочные устройства, создающие искусственное сопротивление на штурвале. Самой близкой аналогией из мира автомобилей является гидроусилитель руля (ГУР), который тоже облегчает вращение руля, но оставляет водителю чувство дороги.
Зачем в самолёте ИЛ-76 кабина с прозрачным полом ?⚗️✈️
