Этот рассказ — начало моего большого путешествия, которое продлится двадцать дней. 21 мая я оказался в селе Бор, где должен был присоединиться к каравану судов, отправляющемуся вверх по Подкаменной Тунгуске. На рейдовой станции Енисея собралось около пятидесяти кораблей. Все они ждут важного сигнала — когда лёд окончательно покинет устье реки, и можно будет начать сложное восхождение против течения.


Я был поражён таким скоплением крупных судов на Енисее. Основная их часть покидает Красноярск в мае и возвращается лишь глубокой осенью, с закрытием навигации. Живя в городе, не всегда осознаёшь его богатую речную историю и масштабы судоходства. Но стоит отправиться на север, и картина резко меняется — такая плотность движения по-настоящему удивляет.




Караван простоял в ожидании несколько дней. И вот, утром 22 мая, в семь часов, по рации с разведывательного катера прозвучало долгожданное сообщение: крупные массивы льда прошли, путь свободен. На судах началось оживление. Зазвучали гудки двигателей, корабли стали сниматься с якорей и медленно, друг за другом, двинулись вверх по реке.

Особенности реки
Подкаменная Тунгуска — правый приток Енисея, одна из ключевых водных артерий Эвенкии. Она берёт начало примерно в 880 километрах ниже Красноярска и славится как одна из самых сложных для судоходства рек России. Всему виной — стремительное течение, многочисленные пороги, каменистое дно и невероятно извилистое русло.

Есть у неё и другая важная особенность: навигация здесь возможна лишь в короткий период весеннего паводка, который длится около трёх недель. За это время суда Енисейского пароходства должны успеть доставить все необходимые грузы в рамках «северного завоза» в отдалённые посёлки. Время — главный враг речников. Если задержаться и не успеть выйти из реки до спада воды, можно остаться на зимовку в её верховьях.

Лавирование между льдов
Крупных ледяных полей стало меньше, но отдельные льдины ещё встречаются. Судам длиной почти в сто метров приходится искусно маневрировать между ними. Опасность в том, что небольшая льдина на поверхности может скрывать под водой массивную глыбу, способную повредить корпус.
Обратите внимание: Что общего между Мавзолеем на Красной площади и Исаакиевским собором?.
Полностью избежать столкновений невозможно — удары по касательной всё равно ощутимы. Поэтому каждые полчаса экипаж проверяет балластные отсеки: не появилась ли там лишняя вода. Так можно быстро обнаружить возможную пробоину.
Для меня это первый опыт путешествия на грузовом судне, поэтому я практически не сходил с палубы, с интересом наблюдая, как гуськом, один за другим, идут крупные сухогрузы. Взгляд то и дело переключался и на берега, мимо которых мы проплывали.

Начало пути по Подкаменной Тунгуске нельзя назвать живописным — здесь ещё нет и намёка на лето. Всё вокруг — лёд и голые деревья. Яркое солнце, отражаясь от водной глади, слепит глаза, отчего даже сосны кажутся выбеленными и безжизненными.

Мощь ледовых торосов
Но что по-настоящему приковывает внимание — это торосы. По их размерам можно судить о масштабах ледохода. Толстые пласты льда, словно слои гигантского сэндвича, нагромождены друг на друга. Они ломают прибрежные деревья и буквально выгрызают берега. На некоторых участках ледяные стены поднимаются до уровня верхней палубы нашего судна. От них периодически с грохотом откалываются глыбы, подобно айсбергам, и с плеском падают в воду.


По крутым склонам берегов, уже освободившимся ото льда, можно понять, насколько высоко способна подниматься вода в половодье (и это при том, что уровень и так очень высок).

Если скальные породы ещё как-то сопротивляются напору льда и течения, то песчаные пляжи уходят под воду вместе с растущими на них деревьями. На одном из снимков хорошо виден такой обрыв. Вся таёжная растительность здесь держится на тонком слое почвы. Лишиться его — значит, лишиться жизни в этих суровых местах.


Первая остановка
Колонна шла без остановок почти десять часов. Но около шести вечера поступил сигнал — впереди ледовая затора, нужна стоянка. Весь караван отдал якоря. Это было 22 мая. Сложно поверить, глядя на эту ледяную пустыню, что через неделю по календарю наступит лето.


Все посты об этом путешествии будут собраны в отдельной подборке на моей странице. Или подпишитесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить новые истории.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Идем на Подкаменную Тунгуску в Эвенкию - сбор каравана и лавирование между льдов.
